Чего только не приснится в голодухе..

У меня уже давно создалось впечатление, что мы просто переводим пищу в унитаз и для нормальной жизни достаточно одной десятой того, что мы обычно пожираем. Такая игра - кто больше слопает и накакает... Во всяком случае заставить себя есть мне труднее, чем начать голодать, а для обычной рабочей деятельности голодуха - довольно сильный стимулятор. Никто даже не замечает, что человек работает, будучи много дней голодный, все спрашивают, глядя на загорелую рожу - в Египте был?. А как мозги начинают стрекотать - не угнаться... Думаешь чем я сейчас займусь - лягу и поплачу, какой я бедный сирота? Фигушки - буду проектировать "DragonFly", настоящую одноместную стрекозу - много более эффективную, чем вертолет "FlyAngel", летающую большую копию живой модели. Как летают стрекозы - офигенски, все знают, но как они летают - никто не знает, теории машущего полета вообще не существует, мысли высказывают, что-де стрекозы крыльями хлопают, что иногда имеет место при зависании, кстати, судя по трескотне... Зато есть живой образец для подражания, множество снимков и видеороликов, есть стекло-кварце-базальто-углепластики, арамидные ткани, скоро закажу вторую партию запчастей для моего вертолетного двигателя - жутко интересно сочинить стрекозу, впереди планеты всей, однако, это вам не титьки мять..

Все началось с того, что подобрал я летом большую стрекозу с обкусанными лапками - проиграла драку за территорию и положил на подоконник. Много раз я смотрел на нее и удивлялся - как все-таки она красива - верх совершенства! Элементы высшего пилотажа полета стрекозы следует разобрать подробнее с точки зрения эффективности и в сравнении с вертолетом "FlyAngel". Итак, взлет - посадка с высокой точностью на любую травинку и площадку, причем шасси-лапки вытягиваются в последний момент, обычно шасси убрано, ибо вредит аэродинамике. Может ли вертолет сесть на качающуюся мачту катамарана? А стрекоза - запросто.. Далее - обычный полет экономичен и за несколькими взмахами разгона следует планирование. Планирование - моя светлая мечта, я много лет наблюдал, как буревестники месяцами кружат над пароходом, не шевельнув перышком... Пропульсивное качество встречно машущих крыльев стрекозы велико настолько, что они весь длинный летний день проводят в воздухе, не присаживаясь передохнуть. Горбатая спинка имеет установленный эволюцией угол атаки шарниров крыльев. Зависание на месте, повороты и резкие броски во все стороны - запас мощности и прочности очень велик. При драке стрекозы не могут нанести вреда друг-другу, кроме обкусывания лапок, не говоря уже о летных происшествиях, которых у них не бывает. Наконец, атакующий бросок - просто ничего не разглядеть, настолько это стремительно. Вероятно, это момент наибольшей мощности и прочности. Ну, а спарринг-полет любовников - не сказать словами...



Летное происшествие, связанное с риском для жизни - проглядела, бедолага, хищника.. Но отнюдь не факт, что будет съедена..



Вот так мы висим на месте. Какая прелесть, а? Вектор тяги крыльев направлен вниз и в любой момент стрекоза может атаковать.. Шасси по умолчанию - всегда убрано.



С точки зрения нашей аэродинамики - эти измятые гофрированные поверхности не могут летать в принципе. Но в умелых руках... Обрати внимание, как горный рельеф уводит прилегающий поток назад и снизу, и сверху крыла... Самая первая и явно выраженная канава-гофра обязана содержать ролик-вихрь, причем при движении крыла вниз он крутится по ходу набегающего потока, а при движении крыла вверх - против, как стружка, срезаемая острой и даже почему-то зазубренной передней кромкой. Вероятно, при остановке крыла верхний вихрь сбрасывается назад, а снизу, во второй гофре, формируется нижний вихрь. Рискну предположить, что мы имеем при каждом взмахе невидимые аэродинамические профили, подобные тем, что открыл и изучал Антон Флеттнер при обтекании вращающегося цилиндра.



Встречное маховое движение крыльев так же эффективно, как и противовращение винтов на вертолетах Камова. Гибкость и скручиваемость крыльев - основа высшего пилотажа и ударопрочности. По сути - это автоматически изменяемый шаг лопасти. Как все-таки сильно скручиваются крылья.. Здесь угол размаха примерно 60 градусов, но задние крылья еще движутся вверх. Стрекозы летают и ночью??



Вероятно, комбинация частоты взмахов и амплитуды размаха определяют угол скручивания-атаки и тягу крыльев.

Стрекозы - это крупные насекомые и мне кажется, их размер (размах крыльев 70 см.) был пределом возможностей хитинового стройматериала. Если примерно пропорционально прикинуть размер одноместной стрекозы, то кокпит, придуманный мной для вертолета, сгодится для размаха крыльев 7.5 - 9 метров. Такой размер впритирку между штагами катамарана - там 11 метров. Ну, можно и увеличить... У меня перед стрекозами есть преимущество - выбор материалов и подшипники качения. Разглядывая, как гофры крыльев переходят в мощные шарниры, я понимаю, что это для скручиваемости, но поворачиваемость крыльев для тяги вверх я могу сделать лучше, тогда при взлете и зависании они будут махать горизонтально, а не восьмерить (мне бы очень хотелось делать также, но..), но здесь еще очень надо подумать. Опять же гидроцилиндры от мышц отличаются двусторонним действием тяни-толкай, что упрощает привод крыльев и управление вектором тяги. Понятно, что стрекоза не может оперативно менять жесткость крыльев, как это делают киты, акулы и птицы, но она может менять частоту, сдвиг фаз и амплитуду колебаний крыльев. Я тоже могу это реализовать. Что касается горизонтального положения крыльев при отдыхе в полете, то явно есть упругое сухожилие, обеспечивающее эту "нейтралку". Еще поразительно, что при всем многообразии стрекоз на планете, конструктивно крылья абсолютно идентичны. А ей 225 миллионов годочков и конструкция вылизана до полного совершенства... Мне кажется, что рельеф крыльев надо будет скопировать в точности, что-то тут такое скрыто... А это будет нелегко, промежду прочим..



"Положение "нейтралка" на земле.. Шасси стрекозы - это не парковка, а добыча пропитания. Иметь такой аппарат-манипулятор, способный вцепиться во что угодно и удержаться против сильного ветра - это офигенски здорово.. Выражение лица - ну просто пиратская морда из фантастического романа...



Комментарии излишни, все руки-ноги при деле... Какие коготки..



"Нейтралка" в полете, заднее крыло не только имеет большую площадь, но и угол атаки - словом, сейчас это закрылок... Как лапки складываются, а? Кстати, передняя пара лапок сложена под головой, на шее - это руки стрекозы, она ими кушает..



Вот так зачем-то сдвинута фаза взмаха задних крыльев..

А что, собственно, я мечтаю получить, построив эту машину, кроме удовольствия от самого процесса? Допустим, мне удалось сделать все хорошо и надежно, тогда:

- моя мечта - экономичный, безопасный, наполовину планирующий полет с взлетом и посадкой на любой площадке, а с поплавками в лапках или даже автомобильными подушками SRC - на воде и болоте. Весьма существенно, что 4 крыла создают 4 точки опоры в полете, типа скамейки на четырех ножках, причем хорошо заметно - задние крылья явно грузовые, а передние - маневровые;



Это не самый яркий пример, есть виды стрекоз, у которых задние крылья вдвое больше передних. Пропорции этой стрекозы похожи на грузовоз, очень просится на роль прототипа..

- ясно, что стрекоза немножко быстрее вертолета, ведь это самолет с вертикальным взлетом и посадкой и не имеющий заморочек типа вихревого кольца, срыва потока на отступающей лопасти, вместо почти падения на авторотации - спокойное планирование-парашютирование на больших крыльях, возможно использование воздушных потоков и мягкая посадка;

- естественно, крылья будут легкосъемные, кокпит теплый, тот же люк в полу, шасси стрекозиное цеплячее, локатор на стойке выше головы, лебедка и все остальное - как запланировано на вертолете "FlyAngel";

- я думаю, толчки от привода крыльев устранить полностью не получится, несмотря на противофазное движение крыльев, это не смертельно, но, наверняка, будет неприятно. Говорить об этом еще рано;

- управление немного изменится - плоский разворот перейдет на Т-образную голову правой ручки-джойстика, а ноги будут управлять раскрывающей и хватательной функцией шасси... Жуть.! Ручка-джойстик будет резко управлять общим вектором тяги и разворотом в пределах 10 градусов во все стороны, а общий поворот крыльев на 80 градусов в самолетное положение - медленно моторчиком и тумблером положения крыльев. При этом функции управления ручки-джойстика сами плавно изменятся на самолетный алгоритм. Балансировка машины остается прежней - тумблером перемещения двигателя. Двигатель также управляется всережимным центробежным регулятором и его обороты определяют частоту взмахов крыльев, а производительность гидронасоса определяет амплитуду взмахов от нуля и до максимума;

- пронаблюдав много раз замедленную посадку стрекозы на травинку, В замедленном полете... Дэвид Аттенборо , я сделал вывод, что взмахи ее крыльев - гармонические колебания, но вверх-назад крылья идут как флюгеры, по потоку - а вперед-вниз крылья идут как парашюты, поперек потока. Интересно, что при резких и крутых виражах, когда тело и крылья кренятся почти на 90 градусов - голова стрекозы сохраняет вертикальное положение - бдит авиагоризонт... При торможении и прицеле на посадку амплитуда движения крыльев растет, стрекоза имеет возможность резко тормозить плоскость и стряхивать вихрь, это очень увеличивает эффективность крыла, но и нагрузки - тоже. В прошлые века барышни использовали этот прием при обмахивании веером... Гидроцилиндрами это реализовать довольно просто и поломать все - тоже просто.. Чисто механическая задача - пилообразное движение крыльев в разных режимах потребует изрядно напрячь мозги, чем я и займусь в ближайшее время;



Здесь размах почти 90 градусов, вероятно, стрекоза зависла на месте...



Это предел нижнего положения? Какие когти на лапках.. Ручки на парковке не задействованы, сложены на шее.



Брр-р-р... Хочу в теплый кокпит..

- возможны интересные формы охоты и рыбалки с использованием этой машины, с залезанием в такие горные дебри, даже трудно представить, но хорошо потрудившись над расчетной прочностью конструкции и будучи уверен в надежности после предельных ходовых испытаний - можно рисковать в пределах разумного;

- моя профессиональная деятельность станет просто сверхмобильной и я смогу залезть в самые глухие уголки Ленинградской области - за исключением дней штормовой, нелетной погоды.

- если правда, что стрекозы поднимают вес, в 15 раз превышающий их собственный - то я не знаю, что еще можно ожидать от моего замысла... Однако, хорошо помню, как чайка, заглотившая частично приличного размера рыбку - стоит на камне, полрыбки из клюва торчит и переваривает около двух часов, не в состоянии взлететь, пока не прокакается, ибо перегруз случился;

- в любом случае, даже теоретически, это очень зажигательная и интересная задача, правда еще есть левиташки Джона Кили, Джона Серла и Виктора Гребенникова, но у меня впереди еще такая длинная жизнь..

SergeCorobkin = 1:10 17.12.2009