2022 - диагноз: "Привидение", ибо столько не живут..

Итак, 00-30 - мои посылки "GReddy" движутся ко мне, одна уже во Владивостоке, а две еще в Японии.. и радостный нежданчик - из Германии явилась еще одна канистра для топлива "Hunersdorff 20L" :



Ах, нафига мне это надо, ведь вокруг заправок больше, чем детских садиков? Однако стоит покинуть мегаполис и магистральную трассу и всё, где эти заправки на каждом углу? Бабло не предвидится и заправок тоже нет.. А у меня порядок - 40 литров в баке + запас 40 литров в канистрах, попа пригружена, сцепление с дорогой лучше и торможение двигателем эффективнее, особенно в этой снежной слякоти. И разместились хорошо, оставив колодцы для динамиков, и место пустое заполнили полезно, а если надо поспать - переставлю одну канистру. Однако запоздало понял, что надо было покупать две канистры - заполнить все свободное место. Не хочешь возить - не вози, оставь на балконе, есть не просят..

Разве-это-жизнь продолжается и я купил к гофротрубе А13 необходимые фитинги и капиллярную трубку 2.0мм х 0.8мм х 36метров!!, по которой жидкий фреон+масло поступит в две емкости-распределители из двух пробок 1/2" каждая и затем в каждую из 20 трубок-испарителей в примерно одинаковых количествах и превратится в газ.. Внизу гофры-испарители подключаются в коллекторы, собранные из тройников и дальше газ фреон+масло пойдет на компрессор (а может мимо..) и на конденсаторы.. Однако об этом потом, а ближайшая задачка - сделать вальцовку для гофры и шайбу-сухари.. Суть проста - одеваешь на гофру накидную гайку 1/2", ставишь на первую волну гофры сухари и втягиваешь внутрь гайки. Затем вкручиваешь в гайку смазанный штампик, который раздвигает и плющит первую гофру. Тоже повторяешь со второй волной гофры, а затем можно вставить силиконовый уплотнитель и присоединить куда надо.. И надо нарезать распорные трубки в уплотнители. Следует иметь ввиду, что при испарении фреона в верхней части гофр масло остается и должно стекать в коллекторы, а это значит - трубки надо уложить с уклоном..

Имея такое количество - 36 метров капиллярной трубки 0.8 мм. диаметром, я подумал, что особо умничать с ТРВ я не буду, а сделаю по-домашнему примитивно и надежно... Капиллярная трубка за счет малого сечения и большой длины оказывает большое сопротивление движению жидкого фреона с маслом, поэтому имеем большой перепад давления между конденсатором и испарителем. Фреон испаряется при низком давлении и низкой температуре испарения, затем компрессор сжимает газообразный фреон, повышает его температуру и давление, а дальше в конденсаторе фреон отдает тепло и ожижается при высоком давлении. Жидкостный насос-дозатор должен стоять именно в этом месте - перед капиллярной трубкой, а параллельно компрессору должен стоять обратный клапан, который закрыт при работе компрессора и открыт при работе насос-дозатора. Зачем? Все просто - при остановке роторного компрессора фреон должен пройти мимо него в конденсатор, потому что работает насос-дозатор, который гонит жидкий фреон в испаритель.

Теперь горячая вода - емкость для горячей воды находится под мойкой, я положу на ейное дно теплообменники от левого и правого борта, а циркуляцию воды обеспечит гравитация, т.е. при нагреве воды в теплообменнике горячим фреоном вода поднимается вверх, а затем опускается обратно вниз.., но тогда потребуется насосик с педалькой, чтобы был небольшой напор и который когда-нибудь обязательно сломается.. Летом гофра отопления не нужна и придется ее как-то отключать с помощью термоголовок или еще какой-нибудь палки-веревки.. Наконец, выключив компрессор и насос-дозатор высокого давления, я (а может и не я..) останавливаю процесс циркуляции фреона и система засыпает..

Заставив себя, любимого, поехать на пароход с целью сделать хоть что-нибудь в 2022 году наконец, я сделал приспособу для развальцовки гофрированной нержавейки 13А и нарезал из медной трубки диаметром 10х6 мм. 45 распорных колечек в уплотнения, ибо с фреоном не шутят, любит он утечки организовывать:



Здесь миниатюрный резачок (режет прекрасно..), штампик-пуансон резьбовой и ударный, сухари для удержания трубки, а ниже что получилось в результате - гофра с разрезным кольцом из проволоки-нержавейки диаметром 2.5 мм., силиконовое уплотнение с распорным колечком, неплохо развальцованная гофра с уплотнением и накидная гайка, плюс тройник 1/2", к которому будет присоединяться гофра и из которых будут составлены нижние сборные коллекторы.

Однако мне не понравился процесс работы - неудобно использовать накидную гайку, все плохо удерживается на коленке, сухари норовят удрать и я решил попробовать применить круглые разрезные кольца из нержавеющей проволоки диаметром 2.5 мм.. И что ты думаешь? Попробовал, получилось совсем неплохо, но также неудобно в работе... Плюс еще кольца надо делать. Подумал и решил сделать серьезную массивную приспособу, чтобы в любом месте можно было делать надежное соединение без проблем, хоть вверх ногами.. И не крутить ключами, а развальцовывать легкими ударами молотка по пуансону, удерживая приспособу в руке:



Без каких либо грандиозных свершений и затрат получилась вот такая штучка.. Здесь конец гофры укладывается в приспособу первой впадиной и накрывается третьей частью, затем укладывается пуансон для центровки и наворачивается муфта. Легкими ударами молотка первая гофра сминается и весь процесс повторяется с второй волной гофры, вот только сначала пуансон устанавливается конусом 30 градусов, а потом конусом 45 градусов для лучшего качества вальца. Плющить третью волну гофры, как на фотке, не стоит - это уж слишком.. Идея сразу изгибать конец гофры не прошла - накидная гайка не имеет практического люфта и малейшая неровность гофры создает трудности для ее движения. Поэтому следует сделать стержень-шаблон для изгибания конца гофры и делать это, когда накидная гайка сдвинута на свое место..

Намедни случайно попал я на выставку кемперов в Йокогаме (клик..). Было интересно, как японские производители очень красиво и очень изобретательно нафаршировывают автомобили всякой мебелью в попытках сделать нечто похожее на жилище, но увы - исходная задача "продать-во-чтобы-то-не-стало" убивает эти попытки на корню и мне удивительна такая офигенская непрактичность у японцев, несмотря на их массовое стремление проводить выходные на море и на природе. Но в Японии иметь в семье еще один автомобиль для "съездить в отпуск на природу" совершенно нереально, равно как нереально прожить в этих красивых игрушках сколь-нибудь долго по очень простой причине - внутренняя планировка и оборудование рассчитаны именно на кратковременный отдых, максимум переспать одну ночь.. А какие цены обозначены - 4-9 млн. р.!! Ситуация аналогична яхтам и катамаранам - их наштамповано и продано огромное количество, но используются очень изредка лишь единицы, ибо красивые мечты напрочь убиваются повседневной рутиной жизни и отсутствием стоянок-парковок. Ну и когда на выходных все ломятся из города на природу, а потом обратно - вся радость умирает в пробках... И совершенной неожиданностью для меня был факт - в Японии!! на кемперной стоянке при попытке приготовить еду на огне налетают тучи мух и уже нет никакого любования цветущей сакурой, а сервированную аккуратно пищу приходится отбивать с омерзением от мух и выкидывать... Все просто - скопище людей, халявная пища и мухи, и слепни, и пауты, и прочие халявщики. И где остался кайф?

А сегодня нарвался на большой ролик, в котором владелец немецкого кемпера "Hymer" на базе ФордТранзит поведал о радостях и проблемах обладания этим домиком на колесах. Оказалось, что мое давнее ощущение правильности выбора между покупкой и неторопливым самостроем не подвело, ибо в который раз я убедился - все надо делать самому, иначе придется переделывать за кем-то и это очень огорчительно, отстойно, геморройно, затратно, да еще и злоба пучит мозги.. Самому тоже не всегда с первого раза удается сделать правильно, но это уже совсем другое дело, ведь в поисках правильного решения ты приобретаешь ценный опыт и повышаешь свое мастерство, а потом еще и кайф победы распирает тебя, любимого. Смотрим здесь (это долго, нудно, неинтересно, но весьма познавательно...). И еще - многие решения сегодня, откровенно тупые, маскируются электронными примочками под суперкрутые, однако когда примочки ломаются (что неизбежно..), то владельцы попадают на бабки, особенно меня огорчили истории из этого ролика с повальным разносом дизелей ФордТранзит (900шт.!) из-за блоков управления, порчей и хлипкостью корпусных конструкций, жутко неудобным доступом к двигателю, а также заменой электронных плат обогревателя и холодильника, которые не приспособлены к работе даже в европейском климате. Американские и немецкие производители гонят откровенную туфту на уровне гаражного колхоза (главное - что б выглядело глянцево..) и им без разницы грусть попаданцев - купили и ебдитесь.. Поэтому кемперы, катамараны и яхты бесконечно перепродаются, перепродаются и перепродаются.

А вот тут (довольно любопытно и есть что перенять..), когда-то давным-давно я такой вариант рассматривал, но что касается моего замысла, то все решения в нем принимаются из семь-раз-отмеренной простоты, функциональности, ремонтопригодности и чуть-чуть эстетики.. Поэтому мой кемпер может использоваться в России даже в мегаполисе - довольно большую автономность по воде, продуктам, отоплению, топливу, электричеству, медикаментам, связи и деньгам вполне можно обеспечить, но главное для меня - это возможность жить как в привычной мне морской каюте и возможность что-нибудь поделать, приготовить поесть, помыться, почитать, подумать и поспать.. Однако парковка в мегаполисе, утилизация отходов, стирка и баня являются непростыми, но пока еще решаемыми проблемами.., особенно если есть Джимник для повседневных разъездов на работу, в магазины и т.д.

Кстати о Джимнике - все GReddy покинули Японию, а еще в магазине "Шмель" во Владивостоке можно купить б/у передний мост и скрестить его с задним для получения зеркально-симметричного жесткого полного привода ходовой части. Когда-нибудь потом-потом по настроению я займусь этим, хотя необходимость уже чувствую сейчас - очень не хватает вертлявости, да и двигаться по заснеженным улицам на заднем приводе с очень легкой попой довольно неприятно, а припарковаться с перелезанием через бруствер от снегоочистителя без переднего моста и понижайки вообще невозможно. Кстати, именно этим Джимник легко утирает сопли крутым тачкам - забитые летом парковки зимой пустеют, ибо не заехать..

Довольно неожиданно оказалось, что идея парового фреонового котла весьма привлекательна своей малой затратностью и еще где-то на задворках памяти валяется холодильник Злобина, не требующий для работы внешнего питания, да и принцип работы морского опреснителя дает пищу для размышлений. Рекомендуется очень подумать:



Это более точная таблица параметров популярного фреона R134a для подумать. Если гофра и фитинги будут четко выдерживать 20 бар при 70-ти градусах, то и волноваться не о чем, надо лишь иметь предохранительный клапан для слива фреона в баллон. Ну и понятны рабочие диапазоны теплового насоса и фреонового котла, ибо как только появляется солнце и начинает греть гофры-испаритель (топку парового фреонового котла), то возникает перепад температур между испарителем и конденсатором, позволяющий перейти с компрессора на насос-дозатор. Летом, когда температура испарителя может достигать более 100 градусов, насос-дозатор должен подавать фреон в количестве, достаточном для нагрева воды и выключаться при давлении 18-20 бар.

Теперь порассуждаем - допустим, температура за бортом (в испарителе) 10 градусов, а в кемпере (в конденсаторе) 20 градусов. При температуре 20 градусов давление фреона будет 4.7 кг/кв.см и жидкий фреон будет выдавлен в холодную часть системы - в емкость перед насос-дозатором, насос-дозатор, капиллярную трубку и частично в гофры-испарители, где давление при 10 градусах было бы 3 кг/кв.см., но оно уравняется до 4.7 кг/кв.см.. При включении насос-дозатора жидкий фреон перекачивается через капиллярную трубку в гофры-испарители из холодной (10 градусов) емкости, куда начинает поступать газ-фреон из гофры в кемпере с температурой 20 градусов. Спустя некоторое время насос-дозатор перегонит весь жидкий фреон в испарители, а газ-фреон в гофре в кемпере охладится до уличных 10 градусов и давление упадет до 3 кг/кв.см.. Процесс остановится, а насос-дозатор будет работать вхолостую, в газ-фреоне. Отсюда следует, что в такой ситуации только работа компрессора сможет перекачивать тепло из-за борта в кемпер, а это потребует довольно большого расхода электроэнергии и тем больше, чем холоднее за бортом. Если б знать, как пристроить вихрь на роль теплового насоса - надо, очень надо поэкспериментировать с моторчиками Дайсона...

Разумеется, я помню и вариант с применением обычного теплоносителя - антифриза пропиленгликоля, который может нагреваться в гофрах, прикрытых поликарбонатом и циркулировать по общей системе. Мозги нараскоряку от всего этого.., однако почему сразу нет? Разумеется, вверху плоский пакет гофр должен быть присоединен к коллектору из тройников (а не к капиллярным трубкам..) и горячий антифриз пойдет вниз на теплообменник горячей воды и на гофру отопления. При превышении давления излишки антифриза будут выдавлены в расширительный бачок ISUZU - может придется увеличить его емкость. Конечно, эффективность уже не та, но и циркуляционный насос жрет много меньше компрессора теплового насоса.. Но этот вариант самый крайний, потому что после него фреон уже не применить, ибо остатки антифриза удалить из системы практически невозможно... Именно поэтому я его не рассматриваю вообще, а предполагаю дополнить систему охлаждения ISUZU + Webasto отопителем (или еще одной гофрой А13 20 метров..) в помещении кемпера с циркуляционным насосиком.

Главное препятствие для хорошей автономности - нехватка электроэнергии вследствии недостаточной площади солнечных батарей.. Логично иметь еще 12 дополнительных, которые в походном положении могут лежать под тентом на крыше поверх штатно установленных, а на стоянке могут съезжать на левый или правый бок и висеть поверх гофр и окон, вот только жутко дорогие они.. Однако, когда сильно прижмет непогода и кончится солярка, то уже все средства будут хороши и даже печку вовнутрь затащу и дырку для дымохода предусмотрю.. Кстати, видел ролик, в котором такой же придурок как я поставил в кемпер дровяную чугунную печку, потому что любит ее топить и смотреть на огонь, а дров в России почти везде достаточно..

Подвожу итоги климатических размышлений:

- кабина ISUZU в непогоду используется как входной тамбур кемпера;

- свежесть воздуха в кемпере и малые теплопотери всегда обеспечиваются рекуперативной вентиляцией;

- в жаркое время используется автокондиционер Colku ZC-B 24V;

- в обычную погоду для приготовления горячей воды и отопления использую комбинацию теплового насоса и фреонового котла в зависимости от перепада температур и наличия электричества;

- в движении имею возможность для приготовления горячей воды и отопления использовать систему охлаждения ДВС, а на стоянке в затяжную пасмурную погоду буду жить в палатке "МоржМакс" и топить печку "Алтай";

- совсем в жуткую холодрыгу предусмотрю место установки печки внутри кемпера, отверстие для трубы и термоэлементы Пелетье для освещения и подзарядки аккумуляторов;

- обязательно надо сделать и опробовать вихревую сплит-систему;

А седни, 03.03.2022, приехал турбокомплект GReddy, следом фильтр AirInx-GT, адаптер для бит и большой сверлильный патрон для гайковерта Metabo SSW. Все рассмотрел, поимел радости полные штаны - чем бы дитя не тешилось.. Затем, 03.04.2022 приехала выхлопная система GReddy (осталось купить клапан Flow-off..) и я пофантазировал о процессе - сначала заменю штатную выхлопную систему на выхлопную систему GReddy и покатаюсь до удобного момента, а потом вырежу второй катализатор (или найду среднюю часть из нержавейки без катализатора..), проверю как встанет обманка Евро-5 датчика кислорода и испытаю Джимник на всех режимах. Убедившись в корректной работе датчика-обманки, перехожу к следующему этапу - слить масло, снять фильтр и поддон, присоединить к поддону трубку слива масла из турбины, помыть поддон, установить аккуратно на место, заменить фильтр и залить масло + ПФПЭКК. Естественно - погонять, чтобы размешалось.. Далее следует модернизировать коробку штатного воздушного фильтра - установить лепестковые байпасные клапаны, прикинуть как там встанет озонатор (и клапан Flow-off..). Ну и охладители - сначала повесим из турбокомплекта, затем пристроим в бампере купленный ранее и прикроем москитной сеткой. Соединив их шлангами между собой и коробкой штатного фильтра - проверю, а вдруг чего не так, мож какой-нибудь резонанс неприятный образуется? Наконец - демонтаж выхлопного коллектора, обмотка тормозных трубок асбестовым шнуром и отражающим скотчем, теплоизоляция других элементов тормозной системы. Потом монтаж турбокомплекта в целом и последний штрих - подгонка и установка штатного теплоотражателя. Ну и ходовые испытания.. Попозже установлю на озонатор большой радиатор и вставлю его в коробку воздушного фильтра, а для чего - Дудышев считал, что озонированный воздух улучшает качество сгорания (что легко можно проверить по опережению зажигания..) и экологию выхлопа (что легко унюхать..). Остается встроить заднюю камеру в повторитель тормозов, пристроить прозрачную емкость-ловушку для картерных газов, ну и еще одну розетку прикуривателя купил - следует установить сзади-слева, а нафига и не знаю..

Что касается покупки дорогих игрушек - впереди много работы как для шуруповерта, так и для ударного гайковерта, поэтому я сначала старательно покопался в интернете, остановился на легком (очень много работы на потолке и стенах - руки отвалятся..) аккумуляторном безщеточном шуруповерте Metabo BS 18 L BL Q с кейсом и двумя аккумуляторами на 18 в. и 4 а-часа., плюс угловая и смещенная вбок насадки, а когда он приехал - то неспешно прикинул, как в кейсе разместится еще и мощный (300нм ~ 30кгм., а это немало!) ударный гайковерт Metabo SSW 18 LTX 300 BL. Оказалось, что вполне должно получиться и тогда я купил гайковерт в виде тушки в картонной коробке плюс набор бит аж 76 штук.



Три часа работы кухонным ножиком и шуруповерт улегся в кейсе слева, гайковерт на штатное место справа, набор бит 76шт. на зарядное устройство, а угловая и смещенная вбок насадки в своих коробочках под головой гайковерта. Под головой шуруповерта набор мелких и ступенчатых сверл, мелких головок с переходником, а еще зенкеры и сверла-коротышки. Справа, под подошвой аккумулятора гайковерта набор длинных бит с ручкой и удлинителями, а сверху универсальная трещотка с квадратами 1/2"-3/8"-1/4". Теоретически там влезет более массивный аккумулятор на 18 в. и 5.2 а-часа. На квадрате 1/2" гайковерта установлен большой и тяжелый сверлильный патрон 3-16 мм., а еще есть адаптер для бит, шрусы на 1/2"-3/8"-1/4" и переходники с 1/2" на 3/8" и 1/4". Затем добавил левые вывертыши, несколько цилиндрических-твердосплавных-деревянных сверл и кернер-ударник. Получается комплект из довольно универсальной и не очень тяжелой двухскоростной дрели-шуруповерта и мощной универсальной ударной дрели-гайковерта. Вес этого комплекта в конечном итоге получился 10.1 кг.!

Опять о вихре - когда скоростные центробежные вентиляторы отсасывают воздух через вихревую трубу, то они разгоняют его вращение и разделяют на холодный и горячий (воздух нагревается от сжатия, сжатие получается из-за движения по кривой и зависит от массы, квадрата скорости и радиуса кривой..), а в зависимости от погоды я направляю один поток в помещение кемпера, а другой удаляю наружу. Если таких устройства два, то одно может брать воздух изнутри помещения, а второе снаружи помещения и тогда будет соблюдаться примерный баланс между удалением и притоком воздуха, а простейшее превращение охладителей в отопители можно сделать методом переворачивания устройства - т.е. открепить-вынуть-перевернуть-вставить и закрепить. Разумеется, еще лучше просто удвоить систему, тогда два работают как охладители, а два других как отопители и размещение будет интереснее - охладители расположены наверху, а отопители внизу и это называется "климат-система". И переключение щелчком автомата или реле.. А когда я нашел на Алиэкспресс вентиляторы на 130000 об/мин, то купил 7 штучек потому, что они классической компоновки с двухскоростными двигателями на 24V, 7-13А, 300W, 60л/сек - вот с ними я и поэкспериментирую.. Грубая прикидка по потребляемой электрической мощности 2 х 300W х 2шт. = 1200W, что больше 1000W-го советского бытового (и весьма неплохого..) кондиционера:



Не знаю, насколько эффективен будет мой замысел, лишь надеюсь, что на половинной мощности они будут шуметь не очень сильно.., поэтому купил 4 дымоходные трубы "Ferrum" (уж больно хорошо они сделаны.. с раструбами из нержавейки 0.5 мм. диаметром 80 мм. и длиной 250 мм.) для работы с этим замыслом в рейсе. Эти вентиляторы могут быть плотно вставлены в трубу на упорно-распорных кольцах, а наружный завихритель, через который всасывается воздух, надевается снаружи и позволяет регулировать количество подаваемого воздуха. Он же является опорой всего устройства, может иметь накомарник и крепится либо снаружи, либо внутри кемпера. Также можно присоединить трубы-удлинители для шумопоглощения, отвода воздуха дальше от всасыващего завихрителя и отвода конденсата. В жуткой холодрыге, когда я буду вынужден затащить дровяную печь внутрь кемпера и заглушить все дырки пробками, отверстие кондиционера в задней стене кемпера можно использовать для дымохода печки и оно должно иметь пожаробезопасную конструкцию.

Если уж тепловые насосы на базе фреоновых компрессоров, с теплообменниками и вентиляторами довольно эффективны, то что говорить о прямом использовании воздуха в качестве рабочего тела - надо лишь придумать, сделать и испытать.. Однако, прежде чем придумать, надо изучить все, что уже придумано другими, насосаться информации и переварить ее.. В частности оказалось, что информации в свободном доступе совсем мизер по вихревым трубкам Ранка-Хильше (где используется сжатый воздух для их работы, который обязан охлаждаться при любом расширении - согласно термодинамики..) и совсем ноль для моего замысла.

Что я понял, пошарив в Интернете:

- всасывание через 2 и более прямые щели завихрителя выгодно;

- искать оптимальный расход поворотом завихрителя для изменения размера щелей вполне разумно;

- отверстие выхода холодного потока в 2-2.3 раза меньше начального диаметра трубы;

- установка развихрителя на горячем конце сокращает длину вихря до 9 калибров (это я проигнорирую..);

- конусность трубы типа сопла Лаваля с углом 7 градусов сокращает длину вихря до 4-х калибров;

- разрежение уменьшает трение;

- уменьшение диаметра выхода вихревой камеры в трубу ускоряет вращение вихря;

- увеличение диаметра трубы до 32 мм. увеличивает ее эффективность;

- иметь набор пробок-заглушек для климат-системы;

- народ в YouTube извращается, как может - принцип-то рабочий, вот только эффективность разная, ибо сильно зависит от квадрата скорости, которую и надо как-то организовать..;

Еще следует внимательно прочитать "Вихревые технологии для энергетики" под редакцией академика А.И.Леонтьева и дальше уже умничать самому...



От себя добавлю - отрезать входное отверстие горячего вентилятора с целью увеличения диаметра выхода вихревой трубы и проектировать, отталкиваясь именно от этого диаметра. Вместо отверстия диафрагмы будет конусная труба, причем вентилятор холодного воздуха будет вращаться против вращения вихря и отсасывать воздух почти от входа в горячий вентилятор, что создаст дополнительное разрежение из-за резкого поворота раскрученного потока и это хорошо, ибо главная задача - создать наибольший перепад давлений, что определяет и перепад температур.. Здесь за основу конструкции взята дымовая труба "Ferrum", внутри которой будут вставлены скоростные вентиляторы и начинка вихревой трубы, а снаружи будут одеты элементы завихрителя, которые также исполняют роль крепежной опоры устройства. Изображаем идею в Автокаде и получаем:



Это первая попытка.. Я попробовал выполнить условия, означенные выше и получилось примерно так. Понятие "калибр" пришлось привести к площади отверстия и исходить из этого.. Элементы конструкции вставляю в трубу и креплю винтами снаружи трубы. Регулировку расхода делаю поворотом трубы в завихрителе, при этом всасывающие окна уменьшаются до полного закрытия. Спиральные канавки в 2-6 заходов на торцах завихрителя нарезаю на токарном станке вручную, для чего надо сначала отремонтировать голову фрезерного станка и сделать планшайбу. В канавки вставляю лопасти завихрителя, которые делаю из такой же трубы. Упорно-центрирующие кольца разрезаны и через разрезы выводятся провода питания и управления. Отверстие для кондиционера на задней стене кемпера диаметром 160мм. имеет накладки от "МоржМакс" и теплоизолятор для пожарной безопасности, однако не исключено, что для печки я сделаю отдельное отверстие. Все зависит от того, насколько эффективным получится это устройство..

Если вихревая климат-система удастся и будет достаточно эффективной, а также будет поддерживать воздухообмен, то рекуператоры вроде и не нужны, но польза от рекуператоров все равно будет всегда, независимо от того, какие методы отопления или охлаждения будут работать, да и мощность их вентиляторов должна быть совсем небольшой.. Мне кажется, что трубы рекуператоров (они будут из нержавейки диаметром 80 мм., заполненных стеклянными шариками - довольно тяжелые..) в пенопластовой теплоизоляции расположатся под аккумуляторными банками, ведь аккумуляторы надо иногда мыть и сушить, чтобы грязь не коротила клеммы, поэтому желательно иметь доступ сверху. Как это будет сочетаться с солнечным отоплением и нагревом воды? Да никак, полная независимость систем друг от друга и только после некоторой эксплуатации в разных условиях я оценю их полезность.., а пока что заказал роскошные трубы "Ferrum" диаметром 80 мм., длиной 250, 500, 1000 мм. и всякие запчасти к ним - для рекуператоров и дымовой трубы, когда печка будет в кемпере..

А сёдни, 22.04.2022, помойки почти растаяли и я начал заниматься кемпером. Очень надеюсь, что в этом году сумею сделать много работы - ведь получается совсем неплохо.. Причем тут же успел убедиться, что шуруповерт Метабо весьма удобен в работе и очень облегчает всякие вертелки, особенно на потолке и я ловко закрепил тяжелый ровинг гипрочными пробками... Следующая задача - напилить и закрепить на боковинах кокпита закладные детали для крепления гофр А13, после чего начнется процесс укладки наружных 4-х слоев ровинга, декоративного слоя и оформления окон. Ну и заготовки - 2 морских койки, 2 пластины для ниш при переходе в кабину, 4 ящика для инструментов, еще пластина для рабочего стола. Пока все уволок в подвал - упрел нафиг.. А потом вдруг мозги поехали и я опять полез в Метабо - купил сабельную пилу с пилками, УШМ и аккумулятор на 10Ач.. Нафига мне все это иррационально-инструментальное безумие - однако появилось все это у меня так быстро, что я тут же разомлел от счастья... Надо бы купить и цепную пилу для заготовки дров.

Еще о солнечных панелях - как ни душила меня жаба, но я купил 12 дорогих панелей SunPower ETFE потому что что они более стойкие к тряске и изгибу, а также более эффективны за счет рифленой поверхности аж до 23%. Затем удавил жабу и купил еще 12 штук, дабы максимальная мощность могла быть до 6А х 24В х 12 = 1728 ватт и придумал, как можно размещать 12 панелей на крыше кемпера, а еще 12 панелей свешивать на карабинах с любого борта, ну а хранить дополнительные можно на крыше поверх основных и в пути закрывать тентом - естественно.. Дополнительные панели будут эффективны при низких углах положения солнца, будут закрывать собой гофры отопления и окна с солнечной стороны, что неплохо в жаркую летнюю пору и давать добавку для питания кондиционеров и зарядки аккумуляторов. Как их использовать зимой - еще надо придумать, можно свешивать их до земли, чтобы открыть гофры для солнца.. Поскольку максимальный ток равен 6А х 6 х 2 = 72 ампера, то следует применить 2 управляющих контроллера MakeSkyBlueV119 WiFi на 40 ампер и две группы аккумуляторов на 24В 200Ач с двумя BMS контроллерами с эквалайзерами на 100А и диодами Шоттки для разделения токов. Кроме того, нужны хорошие провода 4-16 мм2, щитки с автоматами (выход с панелей отдельно..) и соединители всепогодные. Замечу я - жутких денег все это мне стоило.. А еще следует наклеить на изнанку панелей D-образные дверные уплотнители, чтобы смягчить тряску, уменьшить изгиб пластин панелей и чтобы под ними появился зазор для промывки струей воды и просушки влаги. Внутри кемпера я тоже буду предусматривать мокрую приборку струей воды под всем оборудованием и сливом в шпигаты в корме, ибо лениво с тряпкой ползать - правда зимой этот номер не выгорит.. Некстати о лестнице для работы с панелями - вынимаем парадный трап и приставляем к борту кемпера, а его подвижные ступеньки и площадку фиксируем с нужным углом наклона. Еще надо придумать, как надежно уберечь панели от града - парковаться на опушке леса под прикрытием крон деревьев..? Или как еще - использовать крупнопузырчатую пленку из Японии?

Некстати о моих жлобских стонах - в сравнении с японскими и европейскими ценниками на кемперы и на отдельные решения кемперных проблем я все делаю запредельно дешево, ибо проектирую всё своей головой, делаю всё своими шаловливыми ручками, а покупаю сравнительно дешево в Китае.. При этом понимаю, что у нас цены накручивают вдвое-втрое, а через Европу-Америку впятеро.. Несмотря на расхожее мнение, что в Китае все делают плохо, я убедился, что и панели, и аккумуляторы, и контроллеры и вообще все, что я там купил за последние 10 лет - оказалось совсем неплохого качества и лишь иногда требуют доработки.. Особенно не сбылись мои опасения с аккумуляторами - все 16 штук свежезаряжены, разброс 3.07 - 3.16V, хорошо упакованы по 4шт. в коробке - мне явно повезло и я уволок их (95кг.!!) в подвал.. Перед рейсом опять проверю каждую банку. Не исключено, что когда-нибудь куплю еще 16 штук с примочками управления, потому что для них есть место по бортам кемпера и при малых утечках запас энергии никогда не помешает. Солнечные панели отправил туда же - в подвал до востребования, а то уже не пройти по комнате.. На сёдняшный момент я в замысле имею пиковую солнечную мощность 1.7 квт, а запас в аккумуляторах - 400а-ч (9.6 квт-час). О стратегии расхода энергии говорить еще рано - надо сначала дожить до нее.. Подумав хорошенько, я все-таки купил еще 16 банок LiFePo4 по 200А-ч со всеми примочками - ибо все постоянно дорожает, а деньги все дешевеют и лучше всего быстро превращать их в полезные вещи.. Теперь у меня будут 4 батареи 24V 800Ah весом 168кг. - довольно большая яма для сброса и хранения энергии, которая позволит протянуть дольше в неприятных условиях. И вот все это уже в пути... А сегодня, 27.09.2022, приехали еще 16 банок LiFePo4, скоро явятся примочки управления и грандиозная батарея будет в комплекте.. Упарился я с ними таскаться и лысинку сиротскую опять травмировал..

И вот, 25.12.2022 мы отправились наконец-то в рейс, я тут же заменил шестерни в поворотной голове фрезерного станка и вовсю делаю завихрители для климат-системы. А завтра, 31 декабря 2022 года, я их закончу и последняя работа в этом году - поправить чертежик по факту...