Атлантика, тропики, кайф..-

- что надо еще гиперактивному старикашке, даже проблемы в радость. Сдуру, даже не убедившись в работоспособности вихревого устройства, я занялся изготовлением сразу четырех штук - уверенно и нагло. Тем паче метровый прут тефлона диаметром 83 мм. валяется у меня в кладовке уже более 10 лет. Что тут поделаешь, люблю я это состояние души - когда мнится мне, что опять я впереди планеты всей. Хвастунишка без штанишкофф.. С одной стороны тефлон хорош - термостойкий и хорошо обрабатывается, но механически слабоват и поэтому пришлось утолщать детали, а тонкостенную коническую трубу холодного воздуха я сделаю из капролона и вверну на резьбе М22х1мм.



А эта картинка уже по реальным размерам и трубу холодного воздуха я сделал длинной специально, чтобы подобрать расход и температуру.. Моторесурс моторов 5000 часов - как бы напихать в подшипники ПФПЭКК=240? Однако надо бы один моторчик раскурочить.. А давай прикинем - на половинной мощности 4 мотора жрут 25 ампер и за сутки работы расход составит 25 х 24 = 600а-ч.. Да уж, совсем не мало - поэтому придется жестко экономить и вся затея легко может рухнуть, ведь еще есть морозилки, а они важнее всех прочих игрушек.. И опять все зависит от погоды и солнечных панелей. Еще я б заметил - совсем непросто сделать эти вихревые фиговины..

Тем временем мы покинули Кейптаун и наладились на юг. Методично, изо дня в день я делаю элементы этих устройств:



Сначала пришлось делать оправку, затем инструмент и вот - все получилось..



Технологический трюк - вставляю в окна полоски-разделители из плекса, которые фиксируют снаружи трубы элементы завихрителя, а внутри трубы - вихревые трубы, сдавленные набором пластин из микропоры. Самым трудным оказалось просверлить отверстия диаметром 2 мм. через нержавейку и одно сверло я все-таки сломал..



А здесь вид на вихревую трубу со стороны выхода холодного воздуха, со стороны выхода горячего воздуха и на установленный вентилятор горячего воздуха. Отверстия для проводов я сделал слишком плотные, надо распиливать пошире.., после чего оказалось - сборка-разборка изрядно облегчилась. 63-и сутки рейса, середина и я доволен, ибо вихревой замысел близок к завершению - осталось сделать лопасти завихрителя, сборку и ходовые испытания с подгонкой длины трубы холодного воздуха и замером температур..



Вот он - конечный результат моих стараний.. А испытания показали, что идея работать не хочет.. Тогда я на горячей стороне поставил щелевую диафрагму с целью уменьшить поток, а потом 3 раза обрезАл внутреннюю трубку холодного воздуха и потом убрал ее вообще - но увы, разделения потоков не произошло...

Что ж, остается последняя попытка выйти замуж - использовать обороты (130000 об/мин) вентилятора для создания продольного вихря и разделить внутренний и периферийный потоки:



Вот так он устроен - крылатка терла кожух, в результате поплыл пластиковый лопаточный аппарат..



Скоро уже Питер и я быстренько делаю опорные пятаки под ноги койки-стола-полка в "МоржМакс".. Не забыть еще стяжки-подтяжки, чтобы они не разъезжались..

И первое, чем я озадачился по приходу - собрать баню-палатку, отработать технологию:



Вернее, сначала облопаться мяса.., а потом уж все остальное..



После неудачи с пенопластом, я решил использовать б/у тент 6х8 метров, сложив его вчетверо. Зачем? Для чистоты, гидроизоляции и удобства работы.



Собрал палатку за 50 минут, при этом вставил двойные дуги и это было неправильно, но вот двойная центральная распорка-стрингер очень даже правильно, потому что с одной - хлипковато и неудобно работать..



А вот дополнительные одеяла я напяливаю изнутри палатки через заднее крыльцо с помощью двух веревок - аккуратно и ловко. Было б неплохо вшить еще по 2 молнии для организации тройной, скатывающейся наверх, задней двери и тогда широкий проем позволит присоединять Джимник и делать открытую кухню с небольшим навесом.



С тентом все плохо - надо ставить дополнительные люверсы - 4 шт. с кожаными подкладками и тогда он будет грамотно растянут на 10 якорей.. Тогда отпадет нужда в растяжке самой палатки - ее будет держать тент.



Вот таким образом - только сделать еще по 2 люверса с каждой стороны палатки. А на трубу одел еще одно кольцо с силиконовой стеклотканью - чтобы дождь не затекал под тент и надо будет снять неиспользуемое кольцо с базовой палатки и пришить к тенту.



Печку устанавливаю по круглому уровню, подкладывая дощечки под поддоны - надо, чтобы было ровно и устойчиво. Дополнительные дуги не следует совать вместе с основными, ибо очень неудобно, а вот так изнутри - очень даже практично и эстетично..



А вот и ведро с вениками, и запах неповторимый.. Заметь, ведро с вениками надо вовремя заменить на заранее приготовленное второе, дабы не сварить веники, а еще лучше замачивать веники заранее в холодной воде в нижнем ведре. Когда бак закипает, можно чай заварить, а когда закипит ведро на печке - получится автоматическая поддача пара.. Надо бы под дополнительные дуги опорные пятаки сделать.



Первая попытка нагнать температуру - вонища жуткая от обгорающего пластика печки, тем не менеее... Маленький термометр типа эталона, был проверен на 100 градусов в кипящей воде. Ощупав под тентом всю палатку, я понял что идея трех одеял сработала - только в районе вентиляции было довольно тепло, потому что она была открыта. Сунул руку внутрь - ай, горячо! Интересно, что будет при минусах..



Ну вот и люверсы я научился ставить, наклеив кожаные полоски. Второй люверс для распределения нагрузки и увеличения прочности..



Совсем другое дело, теперь тент прочно и ровно обтянут.



Палатка уже не крепится, ее удерживает тент. И даже коврик-травка для обуви есть..



Собираюсь в поход на Ладогу. Интересно - как все это разместится в Джимнике?



А вот так - слева черная сумка с печкой и 2-мя поддонами. Сверху от окна сумка с аптечкой, знаком аварийной остановки, курточкой и буксиром, затем сумка с трубками каркаса, баком 10л., кошмой и экраном, якорями и растяжками, 3-мя тентами и грязевым поддоном. В центре сумка с базовой палаткой и теплым полом, а справа 2 накидки в одной сумке и сверху кокон случайно оказался. Еще можно 2 канистры поставить, ежели в дальний поход. Справа видно динамики Пионер, которые валялись у меня с 80-х прошлого века и вот пригодились весьма, украсили звуковой объем Джимника.. За водительским креслом сумка с банной гигиеной, термобельем, термосом с каркадэ и фонарики с термометром. За пассажирским креслом 2 ведра в пакете, 15 брикетов и рубашка-штаны. Для запаса продуктов и посуды немного места тоже есть и даже пассажира можно брать с собой.

Результат - затея себя оправдала, хотя разворачивание и сворачивание довольно трудоемки, зато напарились, накупались в Ладоге и славно повеселились. И мяса обожрались.. Переночевал я в термобелье "Norveg" при +16 вполне нормально, но в 5 утра все-таки влез в кокон, потому что открытая вентиляция задувала вполне ощутимо. Таким образом, легкий вариант путешествий на Джимнике с баней-кухней-столовой-спальней МоржМакс проверен и вывод - ездить на 1-2 дня неинтересно, а вот на неделю и больше очень даже разумно и практично, так что на Генеральские пляжи в Крыму я определенно поеду.. После поездки пришлось ловить момент в гавняном питерском климате, чтобы просушить толстые полотнища палаток и это тоже трудоемко - они ж тяжелые... Комплект "печка" = 21.3 кг., палатка "МоржМакс"+теплый пол = 18.4 кг., 2 накидки "ММ" = 21.5 кг., прочее - около 20 кг. Еще сумка с шмутками, брикеты, растопка, ведра, веники, термос, посуда и продукты.. В сумме около 100 кг. получится..

И еще рацуха - купил два прочных тента 3х4 метра из тонкой ткани для пакета теплой подстилки под палатку. На грунт расстилаю первый тент, на него кладу теплый пол, затем второй тент и на этот пакет ставлю базовую палатку. Оба тента и палатку пришпиливаю кольями к грунту и внутрь палатки помещаю поддон для пота, воды и грязи. И все это придумано лишь для аккуратности бытия.. И вот опять я готовлюсь на Ладогу - понравилась эта затея моим друганам и 12.08.2023 я снова отправился в поход за 70км. с палаткой-баней.

Скорректировав недостатки прошлой поездки, я (и Гагарин с Плотниковым..) получили новые впечатления - вентиляция оказалась оптимальной и в парилке очень легко дышится, а при температуре 85-90 градусов и слегка кипящем ведре с водой прекрасно идет процесс пропарки с автоподдачей и мы организовали парнУю карусель. В результате каждый из нас 3 раза был отпарен, 3 раза отпарил другого и 6 раз сходил в озеро. Эта карусель провернулась без остановок на отдых - мы не уставали! и весьма этому удивились. Плотников еще и свою Ларису 2 раза отпарил, а легкость дыхания в парилке ее тоже сильно впечатлила.. Потом еще и соседка Таня 3 раза попарилась и сходила в озеро - тоже впечатлилась.. Однако есть еще некоторые сложности в ритме подкладывания брикетов в топку печки, чтобы удерживать температуру на одном уровне - надо потренироваться.. Кстати, на весь этот процесс потратилось всего лишь 10 брикетов "RUF".. Я опять ощупал верх палатки под тентом - чуть теплая в районе парилки и никакая в районе раздевалки, а Юра Плотников сунул руку в вентиляцию - горячо, блин, оказалось. Таким образом теория 16-кратного уменьшения теплопотерь оправдалась, да еще и тент внес свой небольшой вклад - над ним вообще ничего не чувствовалось.. Спать я пошел в 12 ночи, было около 30 градусов, поэтому я расстелил кокон на полке, завалился сверху и прекрасно выспался, хотя и просыпался, когда пошел дождь. Вывод независимых экспертов - игрушечная баня на Ладоге очень даже удалась и даже более того, она получше тех же Смольненских бань. А я сделал вывод, что не зря потратил столько времени и денег на этот важный элемент моего светлого будущего.



Завтрак-пятиминутка старого ленивого моряка.. Паприка, 2 яйца, чуть грудинки и чеснока + 4 минуты в микроволновке. Желтки проколоть, иначе взорвутся.. Не в тему, но красиво, правда?

С 1 июня я в отпуске.. Куда деть отпускные? Оченно легко - согласно замыслу 2021 года кондиционер Colku ZC-B 24V = 37936р., спиральный компрессор Gcfix = 20163р., всякая мелочь = 5693р., пресс для обжима шлангов = 9746р., два топливных насоса = 7918р. (и еще ранее купленные гофры с мелочевкой = 50052р...), еще надо купить второй испаритель:



Это второй отопитель для обогрева салона от системы охлаждения ДВС на ходу и от Webasto - когда припрет.. Второй ТРВ (штучка с зеленой заглушкой..) я тоже снимаю и его тоже можно использовать вместо капиллярной трубки. Кстати - все оборудование пришло с азотом под давлением, чтобы не насосалось воды.. Где можно разместить второй отопитель - да рядом с первым..

Почему я купил слишком мощный автокондиционер? Ребята, других на 24 вольта сейчас просто нет, они делаются для грузовиков и спецтехники, кабины которых вообще не имеют теплоизоляции и рассчитаны на 10 кубометров при 40 градусов снаружи, а у меня кемпер имеет 15 кубометров с теплоизоляцией + кабина ISUZU и переход в нее, который можно заткнуть пробкой. В жаркие солнечные дни я буду иметь много халявного электричества и могу позволить себе забегать в кемпер, чтобы померзнуть там, а ночью поспать в прохладном эконом-режиме..

Почему я не повелся на реверсивную сплит-систему? А потому, что они сделаны неправильно - для моего замысла испарителю теплового насоса нужно много места под солнцем - наверху, а теплообменник для воды и конденсатор-отопитель должны располагаться внизу. Компрессор и насос-дозатор также располагаются внизу, потому что особое внимание следует уделять правильному движению масла, которое выносится фреоном в испаритель и затем должно стекать вниз, в компрессор и в насос-дозатор. Ошибка здесь приводит к фатальному исходу, как правило, что я и наблюдаю у нас на пароходе периодически.. Почему я не хочу использовать вихревую систему? Увы - уровень шума делает ее применение просто невозможным, а полгода жизни в море, в жутко шумных помещениях парохода так надоедает - хочется тишины, тиканья часов и чириканья птичек..

Вдруг сопли случились (слишком много ездил в метро..) вот и полез я в Японию и Китай за запчастями для Джимника. Корзина, диск и выжимной подшипник сцепления, передние и задние тормозные колодки, передняя выхлопная труба без катализатора, три масляных фильтра, три дворника, крепеж для подголовников и ящик-подлокотник для мелочей. Руки у меня есть, все я сделаю как надо и запчасти теперь будут под руками..

06.06.2023. Смотри-ка, глазом не успел моргнуть, а кондиционер уже прибыл. Привез, разобрал, рассмотрел - все сделано хорошо и придраться не к чему... Поражаюсь - я дожился до спирального компрессора в кондиционере моего кемпера, куда катится мир... Наружный блок с шлангами весит 15.9кг., а внутренний с проводами и крепежом 7.2кг. Компрессор имеет встроенный блок управления и это мне нравится. Выглядит стандартно неплохо, шланги длиной 3.3 метра и кажется мне, что место его под попой, по левому борту, а внутренний блок - на задней стене под потолком. Шланги лягут хорошо, главное не залезть на отверстие для ключа опускания запаски, компрессор немного развернуть и ПФПЭКК-240 добавить перед подключением..

29.06.2023. Вот и приехали дорогущие элементы теплового насоса для системы отопления - испарители на 3 и на 6 квт., спиральный компрессор на 3 квт., заправочные - шланг, переходники и краники на 7/16" и 1/4", баллончик R134a (и ПФПЭКК-240 надо иметь рядом, при заправке добавить в компрессор..). Надо бы нарисовать схемы - электро и гидро, определиться с фитингами, шлангами, радиатором водоподогревателя, обратными клапанами да и купить все пока деньги не усохли.



Это типовая электро-гидросхема кондиционера. Схема моего теплового насоса-котла будет слегка посложнее.

Итого два испарителя получились = 17587р., а еще шланги для фреона = 17000р. да фитинги = 8603+1940р. и радиатор водоподогревателя с обратными клапанами = 4730р. (отпускные, ау-у..). Вот она, концепция скоростного превращения заработанных непосильным трудом цифр в полезные железки из Китая - жутко эффективно работает современная магия... Купил, а если посчитать, во что мне обошлась вся эта затея с климатическими удобствами да еще приплюсовать баню-кухню-столовую, то можно будет от души и очень смачно выругаться.. Мог бы и поскромнее себя вести, но тогда возникает проблема - а куда девать эти виртуальные деньги? Резонно заметить - дорогое удовольствие эта моя независимость, но с другой стороны и удовольствие, получаемое от процесса реализации идеи тоже стоит ого-го как немало.. Да и приобретаемое рефмастерство пригодится в светлом будущем.

А в цифры поиграем? Допустим, вечером в 20-00 аккумуляторная яма полна энергии - 800 а-час х 24 вольт = 19.2 квт-час. На что можно рассчитывать до утра - 8-00? 19.2 квт-ч / 12ч. = 1600 ватт. Отсюда вычитаем 90 ватт - 2 морозилки, 10 ватт - 2 вентилятора рекуператоров и 500 ватт сам кондиционер на минимуме. Остается еще почти 1000 ватт - мно-о-о-го.. Надо вздохнуть облегченно, вот только будет ли столько солнца, чтобы и аккумуляторы зарядить и дневную жару преодолеть? Подсчитаем - при идеальных погодных и солнечных условиях мой комплект солнечных панелей может дать почти 1728 ватт в максимуме, но утром и вечером отдача будет намного меньше.. Давай прикинем, что в среднем панели смогут дать 1200 ватт в течении 12 часов и при этом часть энергии потратится на работу кондиционера, морозилок, рекуператоров и еще чего-нибудь.. Аккумуляторам останется не так уж и много, около 600 ватт, придется как-то выкручиваться и с этой целью купил я приборчик славный:



Клещи токовые - измеряют не только переменный, но и постоянный ток до 600 ампер, поэтому весьма пригодятся для балансировки всей моей энергосистемы. Кроме того, щупами измеряют напряжение, сопротивление, конденсаторы и частоту..

А еще есть непонятка - с одной стороны 4 контроллера BMS управляют аккумуляторами и защищают их, а с другой стороны 2 солнечных контроллера MPPT тоже могут все нафиг отключить.. Как их скрестить непротиворечиво, чтобы все функционировало независимо и не требовало ручного вмешательства? Хотя - что это я туплю? В зависимости от погоды панели могут выдавать до 38 вольт, но бортсеть-то 24 вольт и если аккумуляторы зарядились на 100%, то BMS отключают их. А панели работают на нагрузку и желательно не выключать абсолютно всё, а оставлять какую-нибудь минимальную, типа высоковольтного периметра или дежурного освещения - чтобы MPPT могли корректно работать.