Опять улучшайзинг - и когда я угомонюсь наконец?
Чем бы дитё не тешилось:
И отсюда вывод - фильтры можно и нужно промывать, это не сложно и не трудно (делов-то - шприц на 200 кубиков с уплотнительным кольцом, 4 скобки из проволоки 2 мм. в боковые дырки, затем ставим в банку из под сгущенки для устойчивости, погружаем в солярку и много-много раз закачиваем солярку в центральную дырку, а еще боком наливаем и выливаем..), зато потом можно воочию увидеть результаты износа двигателя. Значит надо иметь 2-3 оригинальных фильтра Suzuki, промывать их после замены и не рисковать покупкой всяких копеечных аналогов неизвестных производителей, равно как и доверяться шаромыгам из сервисов.. Заметь - фильтр с завода дешевенький китайский, а свои Suzuki продает в магазинах много дороже.. Естественно также надо бы иметь пару дисков сцепления, пару комплектов тормозных колодок, пару комплектов резинок подвески, набор лампочек и свечей - все из Японии, пока еще работаю в море.. Также следует купить Дифференциалы Автоматические Красикова ДАК 90/100 в передний и задний мосты для Джимника, потому что EMS (электронные имитаторы блокировки за счет притормаживания колес) откровенно туповаты, да и Suzuki (и ISUZU тоже..) рекомендует отключать EMS на бездорожье, чтобы не убивать тормоза. Вот поэтому необходимо скрестить мгновенное срабатывание ДАК 90/100 с туповатой электроникой Джимника. И ремкомплектом для кемпера ISUZU тоже надо бы озаботиться. Насмотрелся роликов про омеднение двигателей методом добавки в масло медного купороса, а также методом помазывания деталей разобранного двигателя. Вспомнил про посиневшее масло у меня в токарке и решил, что простейшим и эффективным решеним будет поместить в поддон рулон медной сетки Панченкова (ее площадь поверхности довольно большая..), вот она-то и будет потихоньку, но постоянно омеднять движок К15В там, где будет стираться ПФПЭКК-240. Заметь - ПФПЭКК с фреоном спровоцировала быстрое посинение холодного масла от бронзовой стружки и я думаю, что и в двигателе горячее масло + ПФПЭКК + фреон организуют круговорот меди.. В идеале можно просто электролизом омеднить весь поддон, это совсем не трудно. Не буду особо умничать, но прилипание ионов меди из масла на свежие контактные пятна меж трущихся деталей - это не реакция замещения железом меди в растворе купороса (CuSO4) с выпадением меди в осадок на поверхность железяки и образованием грязи в виде раствора сернокислого железа, а грубовато сказать - контактная припайка меди под действием нагрева при разрушении поверхностей трения и последующего отложения на нее ПФПЭКК-240. Словом, нанотехнология.. Иногда можно подливать чуток фреона R141b, чтобы ПФПЭКК в поддоне не залеживалась и масло синело, сиречь медяха растворялась..
Решился наконец купить ДАК 90/100 для Джимника потому что они мгновенно реагируют на бездорожье - это лучшее решение из всех блокировок в мире (и совсем недорого 23000 + 23000 р.) и вот они уже здесь, пополнили фронт работ на Джимнике.. Еще и подшипники дифференциала Suzuki Jimny Koyo HC17887/31 четыре штучки = 13580р. приехали, теперь все в комплекте и готово к установке:
Вроде как закончились безудержные траты денег на светлое будущее - кемпер ISUZU, баня МоржМакс и Джимник. Тем временем подходит к завершению очередной этап в постройке кемпера - нудная и трудная работа по установке вакуумного мешка из пленки. В прошлом году меня круто подвели москвичи, продали мне герметизирующий жгут, который ничего не склеил, а просто отвалился и мне пришлось все переделать по новой. Но теперь я уже покупал здесь, проверив руками и убедившись. Жаль только упущенное время.., но жизнь-то продолжается. Хорошо известный фокус тормозов Джимника - когда мало ездишь, да еще имеешь привычку тормозить двигателем, то расход топлива увеличивается почти на 1 л./100км. по причине того, что передние тормозные колодки не отходят и притормаживают колеса. Определить просто - греются ступицы, а если поднять колесо, то оно не желает крутиться свободно.. Если помассажировать педаль тормоза, то резиновые кольца пошевелятся, под них проникнет жидкость и они перестанут прихватывать поршни. Однако полез, разобрал слегка, помазал колодки нитридом бора, подвигал суппорты и поршни, поршни ходят туговато - надо их смазать под пыльником, но нет нужной смазки.. Вывод - купить и помазать. Вообще-то рановато это случилось - пробег всего лишь 13500км., придется контролировать постоянно.. Ну я 25.07.2023 обиходил передние тормоза Джимника, состояние хорошее, колодки блестят металлом (нитрид бора постарался..), все смазал, однако фокус не удался, колодки не отходят достаточно далеко и трут диски, хотя все движется хорошо. Видимо придется углубляться в проблему глубже и вскрывать ширше, надо подумать и перейти на кольца круглого сечения, ибо у них смятие и возврат гораздо больше, соответственно и колодки будут отходить чуть дальше. Заодно и жидкость поменять.. И купил Джимнику разные плюшки - центровку для сцепления, съемник для рулевых тяг и подшипников, утопитель поршней и пыльники для тормозов, смазку проникающую, силиконовую и медную, преобразователь ржавчины, мастику, антигрязевик, зимний чехол, блестяшки-накладки на зеркала-педали-дворники и пусть ему тоже будет счастье... Даже лежак на колесах купил, чтобы под ним валяться. Тем временем приехали железки из Японии - ящик-подлокотник, планки для уборки подголовников на ночь, тормозные колодки и передняя выхлопная труба без катализатора. Сразу руки зачесались примерить ее, вот только обманку Евро-5 надо подождать, а прекрасная погода говорит мне - давай друг, поднимай Джимник на стойки и делай все здесь, в Юкковском дворике, без суеты и спешки. Гимнастика для старикашек полезна.. А еще надо задуматься об силикон-бензин-мастике, ибо изоляцию Джимнику делать все-таки придется, не дожидаясь трагических последствий в будущем. Когда получил обманку Евро-5, то не утерпел и решил примерить новую красивую трубу без катализатора. Вовремя, кстати, потому что еле-еле удалось отдать болты без поломок, я даже струхнул слегка и начал задумываться - как бы нагреть.. Но обошлось, и я с удовольствием и с мазючкой старательно собрал новый вариант этой конструкции, но впредь купил небольшой нагреватель ТВЧ на 2 квт, чтобы в будущем не трахаться с ржавыми болтами. Все идеально совпало, только место размещения второго датчика кислорода переехало ближе к двигателю. Проверил - на малых нагрузках все работает хорошо, а поездка в баню проверила работу на больших. Продавать я ничего не буду, пусть будет почти новый резерв с пробегом 13812 км. Следующей задачей будет установка сливной трубки и медной сетки в поддон двигателя и это совсем непростая задача.. А тут и ремкомплект сцепления Джимника явился (диск, корзина и подшипник..) - ехал аж через Гуаньчжоу, прикинь.. Примерил приспособу для центровки диска в корзине - спору нет, полезная вещь, ибо центрует-соединяет диск с корзиной и можно смело прикручивать к маховику. Корзина простая, без автоподвода, значит надо озадачиться регулировкой штоком рабочего цилиндра - когда-то давно я такой шток делал.. Или смириться с увеличением хода педали по мере износа диска до срабатывания датчика. Решительно взялся за поддон - полдня на то, чтобы поднять Джимник на стойки, слить масло, открутить болты крепления поддона, открутить масляный фильтр и хитрый 21-й болтик под фильтром. Завтра основная работа - снять поддон, разметить и просверлить отверстия, закрепить сливную трубку и сетку Панченкова. Протрахавшись весь день со снятием поддона (уж больно крепко он был приклеен..), я за 20 минут прикрепил сливную трубочку турбокомпрессора и вот уже вечер.. Не забыть бы сделать на поддоне 2 демонтажные лыски на будущее..
Потом полоски картона толщиной 0.5 мм. наклеил на края поддона, чтобы ограничить толщину герметика и даже отрепетировал установку поддона. Отмечу, что демонтаж поддона удобно делать лапами съемника для рулевых тяг. Этот же съемник позволил быстро отдать тягу рулевой трапеции с левой стороны, что было необходимо для вынимания и установки поддона.
Следущее действо - по инструкции закрепил воздухоохладитель "GReddy" и завтра займусь вторым охладителем. Вот мозги-то выверну - впихнуть невпихуемое, а еще вечером в баню налажусь.. Второй охладитель еще больше охлаждает воздух и надо не забыть про масенькую (диаметром 2 мм. под зубочистку..) дырочку для удаления конденсата, который будет появляться в сырую осеннюю погоду. Как ни странно, но пока все получается без особых проблем и, как всегда с первого раза, мне не понравилось:
А пока, в ожиданьи нетерпеливом сидючи на последних лучах угасающего лета, я поставил люверсы на грязевик и прикинул его крепление на бампер, затем поперся получать в "Озон" хомуты и там обнаружил нежданчик - 2 аппарели "Оптимус" под Джимни. Еле-еле допер до дому, упарился в немогу, однако сделаны они настолько хорошо, что я сразу оттаял и подумал купить еще пару.. Следущий день воскресенье и закончился он красотищей - гофры "Kofulso" великолепно и сложно изогнулись, свободно прошли внутрь и подключились по местам. И дырочку для отвода конденсата просверлил.. Я молодец вообще-то оказался и на закусь решил потоптаться на своей наглючей жабе - купил вторую пару аппарелей "Оптимус" с фанерками и заказал решетку радиатора на Джимни с большим окном, дабы поток воздуха был солидный.. Ну и эстетически кайф словить..
Приехал нагреватель ТВЧ "Микроша-2000". Сбегал, получил, прочитал инструкцию, нашел закисшиий болт с гайкой на 17мм. и попробовал - результат впечатлил, ибо гайка быстренько навоняла, нагрелась первой докрасна и легко отдалась. Не зря я его купил, в четверг буду снимать выхлопной коллектор Джимни и наверняка не без его участия.. Ну и пристроил, наконец, грязевик под моторный отсек - все меньше будет ржаветь от этой дорожной гадости.. Пока теплые денечки - заехать на аппарели, помыть снизу, попшикать на рыжики антиржавчиной, протереть и покрыть мастикой (мечты-мечты.. и приготовить тяжелую артиллерию - компрессор, силикон, бензин, мастика.). И вот он, четверг - как в воду смотрел.. Начал снимать штатный выхлопной коллектор, все гаечки как женщины - с выпендрежем, но отдались, а одна в жутко неудобном месте ну никак. Притащил "Микрошу", изогнул индуктор, кое-как пристроил на гайку, нагрел докрасна и вуаля.. Пришлось 3 раза греть, пока скрутил гайку до конца. Что бы я делал без ТВЧ - даже не представляю, не вынимать же двигатель из-за этой засранки. А потом пришлось сбивать по ржавым шлицам кардан рулевого вала, чтобы отвести его в сторону и вынуть выхлопной коллектор наконец.. Обратно еще хуже и опять я приволок ТВЧ, намотал гибкий индуктор и с его помощью, кое-как, вернул рулевой вал на место. Тем не менее, новый выхлопной коллектор стоит на своем месте и дальше теплоизоляция - 10 метров базальтовой ленты я извел на него и выхлопную трубу + полдня работы, ибо совсем это было не просто.. А наутро трубы протрубили и мы с Джимником поперлись дальше, совершенствоваться.. Первая примерка заставила отгибать трубопровод фреона от испарителя и трубки от главного тормозного цилиндра (ГТЦ), а после пятой примерки я понял, что правильное решение - снять ГТЦ, отвезти на пароход и перенести трубки на другую сторону, тогда опасность вскипятить тормозную жидкость в трубках исчезнет. Кстати, померял обводнение тормозухи - 1.3%, еще в норме пока..
Остальное все почти по инструкции - завтра гофрой на 50 мм. соединю турбокомпрессор с первым охладителем и на вход присоединю воздушный фильтр, ибо мне это очень интересно, а потом уже займусь подводом и сливом масла. Дальше? А дальше вентиляция картера и последний штрих - блестящий кожух на турбину. Затем снова все проверить, легкие испытания и несколько фоток:
Легкие испытания показали, что все нормально работает, турбина на холостых крутится, а если добавить обороты до 2000 об/мин и придержать педаль газа, то следует плавный набор оборотов до 3000 об/мин. Естественно, замасливатель базальтовой ленты обгорает, вонища жуткая и поэтому торопиться не следует, я сделал один кружочек по нашему району, а завтра до пункта "Озон", там фанера для аппарелей пришла, 21 кг., тяжело.. Надо бы еще по местным ебеням поездить - и поездил.. А вечером в баню, вот тут-то я струхнул, ибо в открытое окно пованивало изрядно иногда. Остановился, посмотрел - обгорала уже труба от турбины, страшновато что-то.. А вот крупную работу - вставить клапаны в штатную коробку фильтра вместе с главным тормозным цилиндром на пароходе в рейсе сделаю красиво. На установку турбонаддува я потратил две недели с большим удовольствием и прекрасной погодой, а еще я увидел себя покруче знаменитой GReddy, ибо из их набора труб все получилось коряво, а вот у меня получилось изящно и грамотно, не пришлось убирать бачок омывателей и тащить трубу на правый борт. Из всего набора труб я использовал кусочек диаметром 60 мм. для установки фильтра, обрезок с креплением клапана "Blow Off", ну и силиконовые патрубки пригодились. Разумеется, идея двух интеркулеров изменила типовую схему наддува и я уже почувствовал новый характер Джимника - он явно стал резвее, но пока я еще в страхе и рано рассуждать, надо попривыкнуть.. Поехал на Парнас за трехслойной пленкой с большими, 30 мм. в диаметре, пузырями.. Вернулся, обнюхал, ощупал Джимник - вроде как обжиг теплоизоляции заканчивается. Бздю дальше, но уже меньше.. А пленка с большими пузырями (ее активно использует GReddy для упаковки..) мне понадобилась для защиты крыши кемпера и солнечных панелей от града. Рулона 1.5 х 25 метров мне хватит на 4 слоя покрытия, толщина будет примерно 40 мм., а светопотери - не очень-то большие. Пузыри прочные - спокойно стою на одной ноге, но если перенести вес на пятку - лопается один пузырь. Даже можно жидкость залить - что вообще-то интересно, ведь края легко слепить бутилкаучуковым шнуром и вот тебе 105-литровый летний душ "Халява-Плииз".. Кремниевые панели темные, нагреваются сильно и если организовать циркуляцию, то будет охлаждение и повышение эффективности панелей. Какой вкусный пирог - защита, гидрокомпенсация, охлаждение и тепленький летний душ! Надо будет вникнуть в нюансы.. И случайная независимая экспертиза для Джимника - Тошка Темкин со своими чадами у меня в гостях образовался и мы поехали сначала по нашим небольшим ебеням, а потом поехали в Токсово по местам Тошкиного детства, правда разогнаться нигде особо не удалось - везде народ ездит по правилам, не превышает.. Скажу так - Тошке Джимник понравился по всем параметрам, кроме рычания настроенной по-японски выхлопной системы.. Штатная тихая выхлопная система лежит в коробке "GReddy" и ждет, когда мне захочется ездить тихо. В конце пути я опять обнюхал и ощупал моторный отсек Джимника - горячо, но уже не воняет, видимо замасливатель выгорел и осталась последняя проверка, поездка в Ломоносов по КАД, 130 км. на скорости 110 км/час. Убрал огнетушитель в сумку - не рано ли? Собственно, осталось немного - поставить новую решетку, снять опять бампер, наклеить москитные сетки, видеоролик сделать, поставить все по местам.. Ну и пора опять лезть в кемпер и заканчивать герметизацию оконных проемов, проходить медкомиссию, менять УЛМ и ехать в Калининград - не забывши взять с собой коробку фильтра и главный тормозной цилиндр (трубки, метчик и лерку М12х1мм. я уже купил..), ибо еще один год вполне может закончиться походом в Антарктику при совпадении всех условий.. И еще одна поездка в баню - полтора часа по пробкам туда и час обратно. Приехал, осмотрел, обнюхал, ощупал все что можно и успокоился наконец, хоть и горячо, но не опасно.. А еще поездка в Ломоносов - 128 км. по КАД на скорости 90 - 120 км/ч и нагрузкой 50 - 80%. Было страшновато и я ехал в правой полосе, среди грузовиков, однако обнюхивание по приезду в Ломоносов успокоило меня, но не совсем - надо переносить тормозные трубки, разумеется.. Для контроля температуры и давления воздуха во впускном коллекторе следует вывести их на панель приборов рядом с опережением зажигания, потому что Джимник не имеет датчика массового расхода воздуха, ибо японцы рассчитывают параметры на входе классически - давление, температура и состав воздуха. Приехав с медкомиссии, я решил поправить свои косяки и быстренько влез в комбез. Сначала переставил поворотники на новую решетку радиатора, потом закрепил на ней москитную сетку и примерил. Красиво.. Потом снял опять бампер и тоже приклеил москитку + перевернул первый охладитель и обработал шлицевой вал рулевки антиржавчиной. Еще и обильно смазал гидрофобной "SKF" на будущее. Провозился до вечера.. А наутро все опять проверил, пофоткал и расставил по местам:
А вечером опять поехал в баню и по пути поглядывал на температуру и давление во впускном коллекторе - при уличных 14 градусах на впуске было 24 градуса, а давление от 25 кПа на холостых до 60-80 кПа при движении. Заметь - нормальное атмосферное давление около 101 кПА. На обратном пути я неожиданно влетел на скорости 75км/ч в глубокую лужу да так, что перехлестнуло через капот в лобовое стекло.. Ну думаю, счас движок встанет и грязевик оторвет нафиг.. А вот и нет, даже юбка не помялась, в смысле грязевик..
Температура кипения фреона R141b = 32 градуса, поэтому в первой же поездке он покинет двигатель через вентиляцию картера, а ионы меди будут искать свежеобломанные верхушки в зазоре промеж трущихся пар, чтобы прилипнуть там... Даже если я неправ в своих умозаключениях - ничего криминального не случится при такой мизерной концентрации веществ. А вот если прав, тогда получим редкостную живучесть механизма при условии периодического удаления нагара димексидом, растворяя его спиртом и заливая смесь в топливный бак. Честно-пречестно я в следующем году куплю хороший эндоскоп с артикуляцией и загляну в цилиндры двигателя, отмечу его состояние до применения всего пакета новаций.. Вдруг привалили тормозные трубки, теплоотражатели, диск сцепления и хорошая погода. Сразу руки зачесались, мозги закипели - хочу-хочу тормозные трубки переставить на главном тормозном цилиндре, чтобы не бздеть больше.. Заодно и тормозуху пора поменять, и даже с суппортами разобраться.. Ну и в чем дело? Открутить трубки, 2 крепежных гайки и надавить педаль.. Блямк и ГТЦ упал в моторный отсек. А потом, всю субботу, я с ним провозился - отверстия с левой стороны рассверлил, шариками притер и заглушил. С правой стороны просверлил каналы на 3 мм., рассверлил на 10.5 мм. и нарезал резьбу М12х1 мм., а потом, сидя на жарком осеннем солнце, совместил загар с промывкой ГТЦ в чистой, но старой тормозухе. Кстати о тормозухе - классная вещь при металлообработке.. Хороший день и закончился хорошо - тормозные трубки и трубки кондиционера отогнуты от горячей зоны, главный тормозной цилиндр на месте, подключен и даже не течет нигде..:
Завтра буду пузыри выгонять и тормозуху менять - это долго и нудно, но полезно и надо.. Ну не так уж и нудно, поскольку я научился находить штуцер за колесом наощупь и приспособа тоже есть - всем известная бутылочка с трубочкой, поэтому все получилось достаточно быстро. С каждой магистрали я сливал довольно много, чтобы сменить старую жидкость. Померял обводнение только что купленной тормозухи ДОТ-4 "Trialli" = 1.3% - комментарии излишни, но временно попрет..
Датчик уличной температуры находится под решеткой радиатора, а температура на штатном щитке приборов. Температуру и давление на впуске (во впускном коллекторе..) я вывел на щиток приборов "T'EYES" и периодически поглядывал на них в процессе поездки на заправку, в Ломоносов и вечером в баню, через город. Я увидел, что на скоростях 80-110км/ч разница температур 2-3 градуса, что говорит о весьма неплохой эффективности охладителей при хорошем скоростном напоре, а при движении в городе до 13 градусов в пробках и 5-7 градусов при 60 км/ч.. При приближении минусов на впуске следует закрывать нижний охладитель и я купил заглушки на окно бампера и щель выше бампера - дабы не намораживать конденсат в нижнем охладителе.. Может сделаю заглушку и на большое окно решетки радиатора - пока не знаю, все зависит от конкретных температур.. Еще один творческий денёк и силиконовые клапаны появились в коробке штатного фильтра:
Не знаю, хватит ли у меня желания влезть в почти штатную систему охлаждения чтобы сделать охлаждение турбокомпрессора в этом году - поживем, увидим.. Однако следует понимать, что охлаждение маслом через дырочку в 2 мм. неизбежно приведет к неприятностям, поэтому сидеть на попе ровно и лениво - нельзя. Нагораживать отдельную систему охлаждения, как это делают немцы, тоже не хочется - попробую включиться в обратку от термостата так, чтобы можно было легко вернуть все в исходное положение. Тогда и при прогреве двигателя по малому кругу турбина тоже будет прогреваться, и при работе в движении потока жидкости должно хватить, и при остановке дать немного поработать на холостых будет достаточно для боль-мень ровного охлаждения.. Седни (04.10.2023) с бани приеду и померяю температуры перед остановкой, чтобы знать примерно размер проблемы, а завтра обзадумаюсь. Обзадумался, купил 2 тройника диаметром 12 мм., силиконовый шланг и пружинные хомуты для отвода жидкости от обратки к турбине, между тройниками вставил кусочек шланга, чтобы создать сопротивление основному потоку и направить часть потока через катридж турбины, прикинул как это будет и решил - попробую..
Вот теперь турбонаддув готов на 100%, однако на дворе лето закончилось, холодрыга и снег с дождем - оставлю все идеи и потуги до весны.. Замечу, что очень мне понравилось возиться с Джимником, хорошо заканчивается рукоприкладство 2023 года и можно сделать выводы - теперь Джимник мне нравится со всех сторон.. Австралы намеряли, что ТурбоДжимник имеет мощность165 л.с. и момент 200 нм, но я знаю точно, что при обычном движении в рамках ПДД давление на впуске не доходит даже до одной атмосферы, а нагрузка двигателя не доходит до 100%. А еще есть ограничение оборотов - 5000 об/мин, но при желании его можно изменить.. Замеры температур пирометром после поездки по городу, с учетом того, что последний километр я спускаюсь с горки без нагрузки, показали - t охлаждайки = 90 градусов, t компрессора = 40 градусов, t турбины = 350 градусов, а t катриджа турбокомпрессора = 110 градусов. Залил в движок Джимника примерно 200 грамм фреона R141b - пусть радуется до моего возвращения и спрятал его под чехол серебристый.. Сам-то я очень доволен, что турбонаддув так хорошо получился - и в прекрасном настроении собираюсь в Калиниград. Заметка на будущее - бытовая стиральная машина в кемпер не вписывается, ибо тяжела и мощна безмерно (50-90 кг. + нагреватель 3 квт..) и нет ей места и обеспечения.. Однако руками на карачках стирать или отвозить куда-то не хочется и давай-ка попробую что-нибудь придумать, полегче и попроще.. Априори считаю, что стоянка всегда будет недалеко от чистого ручейка и небольшой насосик на 24 вольта будет подавать воду для всяких хозбытнужд в какую-то емкость, а еще каким-то способом вода будет нагреваться. Кроме того, у меня есть классная центрифуга из Аргентины "Koh-i-Noor" для сушки 5.2 кг. тряпок после стирки под утюжку, т.е. почти насухо и тут возникает непростая идея сделать из нее стиральную машинку. Смотри - довольно большой дырчатый барабан (диаметром 245х310 мм.) крутится на вертикальной оси и в мягком подвесе с оборотами 2800 в минуту, слив выведен внаружу, питание от 220 вольт, мощность 440 ватт, вес всего-то 10 кг. и размеры ДхВ = 345х720 мм., т.е. все мне подходит, кроме низкомоментного электродвигателя. А ну-ка давай-ка мозги раскорячим и попробуем пристроить высокомоментный двигатель прямого привода для стиралок LG диаметром 300 мм., высотой 40 мм., весом 3.7 кг. (как и штатный мотор), реверсивный и с регулировкой оборотов, который при торможении может отдавать ток обратно в сеть и даже быть стартер-генератором на маховике ДВС. Чтобы скрестить его с барабаном Koh-i-Noor, я купил крестовину барабана LG с которой мне нужна ось с шлицами под ротор, затем быстренько отсек рога и получилась заготовка для творчества:
В моей морской практике бывало - для стирки шибко замазученной робы я и не только я, выкидывали ее на веревке в иллюминатор и через сутки вытаскивали уже чистой, проверяли качество стирки и иногда повторно забрасывали в море. Пароход себе идет, роба плещется на волнах и грязь вымывается из ткани. Ну вот теперь, исходя из этой практики, можно реализовать стиралку с центробежным принципом работы и реверс-торможением - т.е. тряпки в барабане полностью залиты теплым стиральным раствором и раскручиваются сначала в одну сторону, затем тормозятся и раскручиваются в другую сторону. При этом раствор через тряпки прокачивается внаружу барабана и вымывает грязь, переливается через верх барабана в центр и снова прокачивается внаружу. А при торможении и смене вращения тряпки перемешиваются в свободном плавании. Слив стирального раствора может быть самотеком, насосом или в ведро, но при этом барабан разгоняется по мере снижения уровня жидкости и хорошо удаляет остатки раствора. Наполнение чистой водой также может быть самотеком, насосом или из ведра, при этом барабан тормозится по мере заполнения бака и работает как при стирке. Финальная сушка на больших оборотах (3000об/мин) не только удаляет влагу, но и продувает тряпки насыщенным озоном воздухом для обеззараживания и удаления запахов. При этом озонатор просто стоит на крышке и вдувает через большое отверстие внутрь машинки круто озонированный воздух, который проходит через тряпки и выходит внаружу через отверстия на периферии крышки. Надо ли при центрифугировании тормозить и реверсировать вращение? А почему бы и нет? При остановке тряпки будут перетряхиваться и лучше отдавать жидкость.
В нижней части, под баком, довольно много места для установки всех прибабахов, а у нас на пароходе довольно много убитых стиралок - надо бы озадачиться запчастями, ибо идея в целом мне весьма понравилась и особенно предположение о том, что интенсивность и качество стирки будет меняться в зависимости от оборотов, ну и не будет изнашивать тряпки так, как это делают современные стиралки своими пластиковыми лопастями, что меня с детства выбешивает... Разумеется, скомбинировать все это в рабочую конструкцию - еще та задача, но зато интересно и вполне реально. Да и выгода очевидна - меньше на одну противную бытовую проблему, а летом можно вытащить стиралку (предполагаемый сухой вес = 10-12 кг.) под открытое небо и горячую воду наливать из ведра на печке, а холодную прям из шланга, словом - походный примитивизм.. Однако ж походная примитивная баня-палатка "МоржМакс" с некоторыми доработками оказалась весьма крутой игрушкой, до сих пор мои приятели вспоминают ее и на следующее лето надеются... Короче - твори, выдумывай, пробуй и будет тебе хорошо.. На самом-то деле, исчерпав свое неуемное любопытство, я остановлюсь на простейшем варианте с питанием от 24 вольта и контроллером управления двигателем с реверс-таймером. Грязные шмутки кладем, теплую воду из душа наливаем, мыло насыпаем, сливной шланг проверить (мож валяется в шпигате), включить и полный вперед.. Будильник или таймер, никакой автоматики, ейных капризов, отказов, кодов ошибок, мозгоебки и сервисных жуликов. Тем паче, я предпочитаю аккуратнее себя вести и реже устраивать стирку, особенно при этом не напрягаясь, с минимальным уровнем комфорта.
И вдогонку - а не сделать ли походную кофеварку для двойного-четверного эспрессо с давлением 20 бар, типа скороварки? Мелем кофе вручную, насыпаем в крышку-сито и припрессовываем давилкой. Затем наливаем в стакан 2.5-4.5 дозы воды, ставим перегородку с короткой трубкой, накручиваем крышку, берем кухонные щипцы, ставим на печку или спиртовку, угли - неважно, лишь бы горячо очень было. Вода закипает, давление и температура растут, затем вода под давлением 15-20 бар проходит через первое сито в кофе, потом через второе сито внаружу и по длинной трубке в чашечку. Преимуществом является прогрев всей конструкции, поэтому готовый кофе не надо подогревать, а это проблема современных навороченных рожковых кофеварок и кофе-автоматов - чуть теплый кофе, который приходится подогревать паром капучинатора с громким треском кавитации. Недостатком является примитив конструкции и необходимость приглядывать за процессом, все-таки сосуд высокого давления (зато ломаться нечему и главное - кофе очень вкусный..). Обязательно гидравлические испытания сделаю, чтоб не бздеть потом.. Однако все неизбежно стремится к завершению, вот и я 1 ноября отправился в Калининград в морскую половину моей жизни.. Прихватил с собой ось, манжеты и подшипники для стиралки "Koh-i-Noor", ручную кофемолку и сеточку для походной кофеварки, чертежи для ног стола-раскладушки, чертежик для планки крепления боковой видеокамеры в Джимник, тройнички для охлаждения турбины и лаптоп для развлекухи - катамаран, кемпер, вихревая труба, кофеварка и может даже фильмы посмотрю... Калининградский аэропорт, агент Настя, 40 минут и пароход.. Не раздумывая особо я на следущее утро занялся узлом подвеса барабана и мотора стиралки, потому что это самая задорная и не особо трудная задача. Так, лавируя между основной работой и личными делишками, я сочинил вот это:
Получилась избыточно мощная конструкция и я надеюсь на ее безупречную работу до конца моей жизни.. Относительно блокировки крышки стиралки я думаю, что ее следует сохранить - чтобы не могла работать с открытой крышкой.. Что там дальше по плану? Быстренько сделал кронштейн для камеры на водительское кресло (надо еще провода спрятать под обшивку кресла..), спаял рогатую трубку для охлаждения турбины и, кажется, ошибся в направлении рожек для шлангов.. Вдох-выдох и решительно принимаюсь за кофеварку - там высоколегированная сталь и обрабатывается она трудно и долго, а еще резьбы резать и накатки катать.. Ой, боюсь-боюсь-боюсь.. Глаза боятся - руки делают и дело пошло.. Сначала крышка под 4 дозы кофе внутренним диаметром 51.5 мм., это стандарт и глубиной 37 мм., очень осторожно и аккуратно.. Толщину стенок я придумал в 2 мм., хотя расчет по самой дохлой Ст.3 = 2100кг/кв.см давал меньше 1 мм., однако мне надо попрочнее и потяжелее - чтоб летала и падала без фатального исхода. Как ни странно - все получилось, даже резьба М8 под предохранительный клапан. Отверстие-седло под шарик 6 мм. оказалось диаметром 4 мм. и при давлении пружины 3 кг. давление в кофеварке будет около 23 кг/кв.см., а потом я из кучки нержавеющих пружинок для насосов ЦВС и НЦВ подобрал на камбузных весах парочку нужных и вычислил длину поджима. Пружина поджимается штуцером, через который отводится готовый кофе и тут у меня косяк - штуцер из бронзы, а надо-то из нержавейки.. Но ничего, когда-нибудь мне попадется что-нибудь похожее.. Купленную на Озоне сеточку я вырезал из чашки, очень аккуратно подогнал и запрессовал в крышку задней бабкой станка. Получилось просто восхитительно. Поскольку я уже привык и осмелел, то стакан делался долго, но уверенно. Разумеется, резьбы М57х1.5 пришлось подгонять практически вручную, с шкуркой, алмазной пастой 20/14 микрон и газовым ключом №5. Глубину стакана я сделал 90 мм., это много, но кто сказал,что я ограничусь только эспрессо? Объем там примерно 150 мл. и хватит на любые виды этого напитка. Донышко я сделал чуть толще, 3.5 мм. - для индукционной плитки, на всякий случай. Внутри перегородка из тефлона разделяет кофе в крышке и воду в стакане. Сеточка, через которую проходит вода, закреплена сверху перегородки саморезом, под сетку вода подается через 12 отверстий диаметром 1.5 мм. Взвесил готовую кофеварку - 614 грамм, очень хорошо. Седни сделаю штуцер для гидравлических испытаний и еще надо купить 2 чашечки и придумать как их наполнять - может сделать гейзер? Одеть на предохранительный клапан стакан из тефлона, в который зафонтанирует кофе и затем разлить в чашечки? Ну и давилку - как же без нее, крышка-то накручивается вверх ногами, не придавленный кофе посыплется вниз..
Ноги подставки я сделал из титановой трубочки в размер под газовую горелку, однако потом примеряю их для установки в угли или костер и разрежу с целью иметь 3 размера. Кофейная затея закончена и впечатление у меня очень хорошее, все теоретические домыслы оправдались, запах и вкус кофе великолепный и даже лучше, чем я пил в аэропорту в Дохе.. Радости полные штаны.. Надо бы для этого комплекта какую-нибудь коробку практичную сделать. Ноги для раскладушки делались довольно долго - навалилась основная работа, да еще сопли подцепил, но результатом я доволен. Тонкие трубки ног вставляются в эти защелки и нижние пятаки, которые я сделал весной, внутри проходит резиновый шнур, а защелки защелкиваются на трубках раскладушки:
Совершенно случайно обнаружил видеоролик про девушку, которая купила полноприводный микроавтобус Фольксваген за 3.8 млн.р. с целью сделать кемпер и потом жить в нем с пушистиками - собачкой и кошкой. Естественно, наступила на обычные грабли - вынуждена была доверить множество работ всяким специалистам, которым заплатила довольно много (около 4 млн.р.) денег и которые сделали ей откровенную порнуху, сочувствую ей.. Потом пришлось вникать в проблемы самой и переделывать, чем она до сих пор занимается.. Это я к тому, что все надо делать только самому и неважно, что это долго, трудно и нудно, ибо все надо тщательно изучать, обсасывать и даже голову использовать не только для еды и кепки - ну и злиться тогда будешь только на себя-тупицу, ежели напортачил.. Зато в плюсе новые знания, умения и "Опыт, сын ошибок трудных..". Посмотрел множество роликов про кемперы и с разочарованием сделал вывод, что основная масса - примерно 90-98%, по-прежнему являются никчемными игрушками для повыпендриваться перед коллегами и самим собой.. Для жизни сколь-нибудь больше одного-двух дней непригодны, технические решения обычно устаревшие давным-давно, мебель из ДСП тяжела и ужасна, зачем-то большие и дебильные багажные отсеки придуманы.. Все обзорщики с упоением рассказывают, как можно все разложить на много спальных мест, а альковный спальный аэродром чего стоит? Прекрасное место для кучи всяких шмуток, как у меня в каюте - все коробки там.. И еще - как спать в 4-6 харь в таком объеме без рекуперативной вентиляции после хорошего ужина? И как пойти пописать ночью? Поэтому после первых эйфорических поездок и при осознании проблем эксплуатации романтика быстро выветривается, а дорогая игрушка снова отдается в продажу.. Да и в цикл "5 на -дом-работа-дом-спать-" кемпер не вписывается - и жены их не переносят, ибо мужики постоянно норовят сбежать туда от них, таких прекрасных.. Вот и стоят бедолаги от отпуска до отпуска, приходится платить обзорщикам - вдруг кто клюнет и купит? Для дачи и пасеки они хороши - спору нет, но цена оченно (так себе средненькие - 14-20 млн.р..!) кусучая.. И еще обрати внимание - кемперы на обзорах пустые и нежилые, стоят на продаже годами.. Однако изредка встречаются удачные самоделки - также редко, как и люди с руками, которые их себе придумывают, четко понимая - для чего эта затея.. Получается, что это удел одиночек, бродяг-кочевников.. или молодых родителей в Японии, которые посвящают много своих выходных поездкам по стране - выгуливая и воспитывая ребенка и себя таким способом (а не сидят целыми днями под телевизором или в мобилке..). У них, кстати, в алькове тоже склад барахла, а в багажном отсеке - пусто.. Непослушных детей пугать хорошо..
Это картинки для сравнения моего кемпера на базе "ISUZU ELF long" и сегодняшнего итальянского кемпера "Wingamm Oasi", которые примерно одинаковы по размерам и категории В до 3.5 тн. Режет глаз цена 14 600 000р. - примерно в 4,5 раза больше, чем получается у меня, даже если принять одинаковую цену базовых шасси Исудзу и Дукато в 2 000 000 р. Также очевиден главный конструкторский просчет - отсутствует теплоизоляция и рекуперативная вентиляция, а это означает невозможность жить в нем сколь-нибудь долго как летом (от жары сдохнешь..), так и зимой (соляры не напасёшься..). Полезная площадь также урезана на 1.5 метра (3 кв.м. за счет капота), а вот в Исудзу капота нет и длина 6300 мм., да еще кабина может использоваться как сени-тамбур при плохой погоде (однако переползать в салон придется на карачках, хи-хи..). Про размещение 4-х человек тоже залипуха, а вот для двоих с ребенком - вполне нормально. Технологически - каменный век, ручная выкладка стеклоткани в форму и пропитка смолой. Получаются скорлупы, которые потом вручную подгоняют друг к другу при сборке.. Чтобы сделать кемпер почти универсальным жилищем, я долго искал решения многих проблем и решил здесь перечислить их, пока есть время и настроение:
- база, фундамент кемпера - новый грузовичок-головастик категории "В" (покупать б/у - покупать ящик Пандоры с проблемами..), очень хорошо подошел ISUZU ELF 3.5 Long (NMR85H-416), однако впоследствии потребуется согласование и переделка на большие колеса "M-TRIM", зеркальную схему 4х4 и дополнительные баки для топлива (воды?), иначе за пределы асфальта не съехать и долго в ебенях не прожить. Грузовая платформа 4500х2200х400 мм. позволяет разместить привычную мне морскую каюту высотой 1800 мм.; - жилая коробка-кокпит кемпера должна быть легкая, прочная, теплая, с окнами 4-ного остекления и слегка не формы сарая, пол сверху покрыт цельным листом линолеума, а снизу утеплен пенопластом толщиной 8 см. Кокпит соединяется с кабиной обтекателем, в котором размещены стартерные аккумуляторы, воздушный фильтр, элементы фреонового теплового насоса, легкие шмутки и подъемник для замены сцепления. Откинув кабину, получаем доступ к этому хозяйству. Две запаски на дисках, в чехлах, весом 108 кг. находятся внутри кокпита, в самой корме. А над ними и морозилками 2 морские койки, обычно откинутые под 30 градусов вверх; - выдвижной трап и парадный вход расположены по центру заднего борта (это одинаково удобно при лево и правостороннем движении, при остановке на обочине, для размещения трапа и т.д.), затем проход до перехода в кабину. Вход через кабину на карачках неудобен, однако является тамбуром для холодных сезонов, да и двери кабины запираются на ключ. Задний вход-люк может быть заблокирован изнутри. Зеркало-регистратор "Akaso DL12" с камерой заднего вида - я уже привык ездить с ним на Джимнике, ну и еще надо раздвинуть на 60 мм. боковые основные и дополнительные зеркала; - для крепления мебели и грузов кокпит имеет 10 с-образных профилей, закрепленных на множестве закладных деталей и с ползунами, к которым все и крепится. Интерьер кемпера довольно легко изменяется при необходимости, однако по низу боковых стен проходят трубы рекуператорной вентиляции и банки аккумуляторных батарей LiFePo4 на 24 вольт и 800а-ч. = 19.2квт-час и их лучше не трогать. При очень большом желании можно все разобрать, заткнуть 3 дырки в полу и получить исходный грузовичок; - кухонная стойка по правому борту примыкает к мойке и имеет микроволновку, разделочную площадь и посудный шкапчик с минимальным походным набором посуды, а вот как буду хранить печку и "МоржМакс"- не знаю пока (вот и пригодился бы багажный отсек..). Пока что они любят кататься в Джимнике; - на задней стене вверху по левому или правому борту будет пожаробезопасное отверстие для выхода дымовой трубы печки "Интент 2", которая может пригодиться в какой-нибудь жуткой холодрыге. Место сантехподдона со сливным отверстием справа перед переходом в кабину, там же складной туалет-табуретка с отсосом газов, стиралка "Koh-i-noor", мойка и емкость с теплой водой. Сливное отверстие сантехподдона затыкается рогатой пробкой, в которую включены отсос газов, слив мойки и слив стиралки. А слева на передней стене вверху место испарителя кондиционера, а ниже электроприборы и шланги к отопителям. Компрессор и конденсатор кондиционера расположены под обтекателем кабины, отопители расположены под ступенькой перехода в кабину, а сам переход в кабину можно заткнуть пробкой; - на крыше закреплены 12 солнечных панелей "SunPower ETFE", а еще 12 могут свешиваться по борту солнечной стороны, или размещаться наверху палатки "МоржМакс" (однако одна панель будет закрывать отверстие трубы и её придется убирать в банный день..). Панели на крыше будут защищены сотовым поликарбонатом (4600х2000х4мм.х2шт.) и пленкой "БигБабл" с крупными пузырями в 5 слоев, а при переездах еще и тентом. Поверх тента кокпит будет крепиться тремя строп-лентами согласно регламента, а на стоянке тент может быть натянут над лужайкой и даже иметь слив для сбора дождевой воды; - тепло, горячая вода и прохлада будут обеспечиваться солнечной тепловой панелью из поликабоната, тепловым насос-котлом, кондиционером и рекуперативной вентиляцией в пределах мощности энергосистемы, а в приоритете всегда будут две морозилки "AlpenCool" с двойными камерами. Получится 4-х режимная провизионка на 250 литров - почти как на пароходе (мясо -10 -12 С, рыба -10 -12 С, молочка +1,5 +3,5 С, овощи +2 +5 С, фрукты +4 +7 С, сухая +12 +15 С). Еще купил малый (на 15 литров..) фреоновый холодильник для попить в тропиках - в каюту на пароход, Джимник и Исудзу (на 220-12-24 вольт..); - для утреннего кофе применяю ручную кофемолку (420 оборотов для порции двойного эспрессо..) и походную кофеварку + небольшую газовую горелку, а для разогрева небольшого перекуса использую микроволновку 500 ватт или туристическую газовую плитку "Gochu". Попробую и рожковую кофеварку вкупе с кофемолкой от инвертора микроволновки, однако вкус будет гораздо похуже - уже проверено..; - в дикой природе на выбранном для стоянки месте кемпер выравнивается по уровню пневмоподвеской, рядом устанавливается "МоржМакс" с печкой "Интент 2" и дополнительными солнечными панелями, а также с откинутой на стойки задней стенкой и с накомарниками - естественно.., в роли кухни, столовой, бани, позвизделок с друганами и просто поспать, а для поездок по делам и заготовки дров, ягод, грибов используется Джимник. Для подачи воды необходим чистый ручей неподалеку и насос с фильтром на 24 вольт, а от зверья периметр ограждается высоковольтным контуром (с флажками от людей..); - отсюда бытовые дела и проблемы - хранение продуктов, готовка пищи, консервирование, грядки с зеленью, рыбалка, пчелы в жбане адвоката Федорова, стирка, гигиена и утилизация отходов уже не представляются чем-то трудным и почти все проработаны. Надо бы еще купить хорошую туристическую мебель и посуду в дорогущем "Helinox" или подешевле в "Nathcere hike".. Особенно мне нравятся видеоролики японцев, которые умудряются заниматься всем этим в объеме своих микрогрузовичков; - упрощенный вариант поиска хорошего места под солнцем - загрузка в Джимник палатки "МоржМакс" и печки "Интент 2", раскладушки-стола и прочих нужных вещей уже опробован в коротких походах на Ладогу. Впечатление у меня осталось хорошее, сильное, да и у моих друзей тоже.. Провернуть такую авантюру зимой? Ну не знаю.., пока что я зиму провожу в Антарктике. А чтобы добраться до выбранного места на двух машинах придется привлекать кого-нибудь из друзей; - в городе проще и сложнее - место длительной парковки поближе к работе, утилизация отходов, баня, магазины - все это в пределах километра пешком всегда можно найти, лишь бы деньги были. Сложнее всего уберечься от знойного любопытства ментов, вандалов и алкашей.. Да и опротивела мне эта вонючая урбанизация, кроме тихого Юкковского дворика, в котором я и проведу зимние испытания на автономность и выживаемость когда-нибудь; - оружие и безопасность необходимы в дикой природе и придется получать разрешение и покупать вертикалку 12 калибра. Охота - это отнюдь не мое.., но надо быть готовым защищать себя, любимого, от четвероногого и двуногого зверья.. Сюда же отнесу Йогу, процедуры, медицину, запас медикаментов и всякое тактическое снаряжение и одежду; - разумная простейшая автоматика должна поддерживать спящий функционал кемпера без хозяина неограниченно долго и это придумать трудно.., но образец по имени "Бирюса" работает у меня на кухне уже более 50 лет - придется мозгами поработать. Самое серьезное препятствие для этого - снег на солнечных панелях некому будет удалить, чтобы электронные приблуды работали, но если оставлять второй комплект панелей висеть на борту - их снег не завалит.. Еще б подвальчик для солений-варений да подземными пчелами в бутылке обзавестись (когда надолго остановлюсь где-нибудь..); - и про катаклизмы - наша туповатая цивилизация так неустойчива даже при небольшом стихийном бедствии и так быстро поднимает лапки вверх, что никакой уверенности в завтрашнем дне нет вообще.. Однако домик на колесах может позволить себе игнорировать довольно много типов катаклизмов, особенно если выбирать место стоянки тщательно, с учетом возможного стихийного бедствия, и тогда можно будет увернуться от большинства катаклизмов или сбежать вовремя, поэтому аварийное сворачивание стоянки должно быть простым и быстрым. Надо будет озаботиться проработкой своих действий в этих ситуациях; Заканчивается декабрь 2023 года, ожидается поход в Санкт-Петербург, снабжение, топливо, продукты, экипаж и в Антарктику. Если все так и случится, то в рейсе я поизучаю "AbletonLive-9", нарисую ручку "Багиры", пофантазирую о ДВС и катамаране.. Итак, последние часы 2023 года...- и я нежданно-негаданно отрубился в кресле и проспал все нафиг.. Надо отдать его, подлянщика, кому-нибудь...
|