Спустя 2 года стало понятно, что: - Интернет-помойка это прекрасное место для самообразования, несмотря на трудность розыска нужного материала. В процессе проектирования вертолета для катамарана мне пришлось изучить все доступное из области современных композитных конструкций и всякий раз я мысленно примерял, как новинки композитов вписываются в идею обитаемого катамарана. Сама идея тоже немного изменилась, видимо, это мой возраст влияет и теперь мне хочется уже постоянно жить на катамаране, лишь иногда, по большой необходимости, появляясь на берегу. Особенно мне не нравится жуткая зависимость от всевозможных структур, органов и кризисов, которые при подробном анализе оказываются весьма прочными и живучими мыльными пузырями, скорпионами гигантской рабовладельческой пирамиды... Хочется, знаете ли, в конце жизни удалиться от них подальше - в море, в горы, в тайгу и вот уже идея плавучей фазенды на всю оставшуюся жизнь начинает доминировать у меня в мозгах. Опасности и одиночество меня не пугают - в каменных джунглях современных городов они еще более жестоки и бессмысленны, а одиночество в толпе давно уже стало нормой... Пугает - вдруг не успею? Отчаянные коллеги по ремеслу в еще более сложных условиях успевали, промежду прочим; - изучив все о композитах, я понял, что при наличии мозгов, аккуратности и терпения вполне можно сделать почти весь катамаран своими руками. Купить стеклопластиковые трубы диаметром 150 мм - они дешевле, легче и прочнее алюминиевых, придумать и сделать соединения рангоута для этих труб - обычная задача. Хороший наглядный пример - удилища современных удочек и спиннингов. Отсюда гибкие, как шест прыгуна в высоту, мачты высотой 18 - 20 метров вполне возможны. Латы в парусах - трубки из поперечно-сшитого полимера, фасонные детали рангоута опять же самоделки. Сколько сейчас тканей можно применить для парусов - просто фантастика... Стеклопластиковые решетки для заполнения платформы - тоже не проблема, как специально для меня выпускают;
- сделать поплавки любой формы - вполне возможно, но долго, трудно и передоверить эту работу кому-либо нельзя, ибо напортачат обязательно. Способ формообразования, который я придумал для кокпита вертолета, годится и для поплавков катамарана, только объем работы здесь много больше. В отличии от ранее описанного с использованием надувной болванки - сборка на смоле из обмотанных насухую стеклолентой пенопластовых ломтиков-шпангоутов позволяет изготовить теплые прочные поплавки любой формы и объема с продольным сечением рамной фермы и весом без силовых слоев => 70 кг/м3. При этом способе роль пенопласта сводится только к формообразованию и критика морских конструкторов в адрес пенопластовых сэндвичей теряет смысл. Даже если пенопласт растает - ничего не изменится... Кроме того, усилиями от закладных деталей можно пронизать всю толщину сэндвича и распределить их на наружный и внутренний несущие поясы, которые обеспечивают жесткость и прочность поплавков. Разумеется, необходимо иметь дренажно-индикаторную трубу понизу сэндвича, чтобы знать его внутреннее состояние, ведь морская вода - весьма коварное существо и требует к себе уважение и внимание;
А позавчера он мне приснился и я решил это событие описать, чтобы не забыть... На форштевнях оказались фигуры Дашки и Лерки, надо их стереозафотографировать с масштабом, чтобы потом вылепить, а еще по борту платформ поплавков надувной - наливной кранец диаметром 30-50 см., его концы связаны внатяг в корме, 10 или больше поперечных труб диаметром 150 мм и длиной по 12 метров соединяют поплавки и крепятся к ним упруго через резино-силиконовые кольца, а в одной трубе может находиться до 214 литров воды или топлива. На этих трубах висит на множестве лент платформа, составленная из множества соединенных меж собой стеклопластиковых решеток, они расположены на надувных-наливных кранцах поплавков и на них можно распределить разные грузы, спасательные лодки, вертолет "FlyAngel" и что у них есть еще там... Мачты тоже из таких же труб, их высота около 18-24 метров и в них тоже может находиться жидкость. Передние штаги пусты и там проходят провода от огней, локаторов, раций, телефона, телекамер, датчиков ветра, заземления, ветрогенераторов и GPS.
Тент над платформой может исполнять функции прямого паруса и водосбора, 24 радиоуправляемых (в идеале) лебедки с питанием от расположенных рядом аккумуляторов на 190 а-часов могут справиться со всеми грузовыми операциями, подъемом якорей, моторов и крыльев, а также с операциями управления парусами. Топовые поперечины рангоута могут нести локаторы и роторные ветрогенераторы - ВГ. В основании мачт находятся пружины стальных тросов растяжек рангоута, типа от гаражных ворот, которые позволяют мачтам упруго ложиться на борт под ветровой нагрузкой. Вероятно, в больших соединениях рангоута и всяких блочках будут применены подшипники с капролоновыми, тефлоновыми или силиконовыми роликами... Стеклопластиковые крылья будут крепиться на закладные детали поплавков, моторы будут опускаться по направляющим, пултрузионным стеклопрофилям. Как можно меньше металла...
Поплавки длиной 24 метра (от кончика носа Дашки или Лерки до ахтерштевней) - цельные, имеют один внутренний объем, два люка наверх с трапами, которые обычно подняты гидравлическими дверными доводчиками и расположены в нишах выше уровня головы, перекрывая отверстия люков. При опускании трапа вниз он превращается в трап-кресло рулевого, ибо надстройки над люками исполняют роль рулевых рубок с автомобильными лобовыми стеклами шириной 140 см и дворниками, боковыми стеклами , переносными пультами управления, полумягким вырезом - спинкой и подушкой под попу. Поплавки всегда имеют дифферент на корму, поэтому все пролитые жидкости стекают по желобку в центре прохода в гальюн-душ, расположенный в корме и туда же выходит скрытая дренажная труба сэндвичей корпуса. Унитаз питерской уличной конструкции имеет вонючий погружной насос, который выходит в транец и может втихушку удобрять морские просторы и подобный же насос стоит за унитазом и удаляет воду от душа и приборки. А может поручим это грязное дело бесконечному волнению морскому? Приподнимем сидуху унитаза, чтобы оставалось 90см до подволока, сделаем дырку диаметром 100мм в днище, пробку с длинным штифтом для блокировки изнутри на случай шторма, чтобы с унитаза не смыло и пусть море в унитазе плещется, а? Водоросли разведутся, мидии там.. И крышку унитаза герметичную - шлюзовая камера получится.. Опустил крышку, она защелкнулась и три захлопки промеж собой - хлюп-пфф-хлюп-пфф... Насос халявный, он же вентилятор и дразнитель-успокоитель нервной системы старого морского волка. Как нонча в Японии - унитаз должен иметь диагностическую аппаратуру, хорошую музыку и миотренажер пронежности. Небольшая мойка с крышкой для умывания и мелких постирушек расположена сбоку и сливается в бак унитаза через обратный клапан. Ручной насос заборной воды для смыва унитаза в порту и пьезометрический напор при движении на крыльях. Дренажная труба имеет прозрачный насос-индикатор. Вытяжной вентилятор унитаза выходит в грибок наверху с автозахлопкой на случай волны, вытягивает воздух из всего помещения поплавка, а приток воздуха - через передний люк. Легкая занавеска - ширма отделяет гальюн-душ от остального объема поплавка. Поручни по подволоку (красивые трубки из карбона..) несут в себе электропроводку с отводами к светильникам и можно иметь также трубы теплых полов...
Гидродинамические особенности поплавков определили три уровня плоских, почти горизонтальных поверхностей внутри поплавка. Уровень пола - узкий, 40 см проход по всей длине помещения, покрытый каменной крошкой с гладким желобком по центру. Разминуться можно - только обнявшись... На высоте 57 см уровень сидений - шириной 50 см с обеих сторон прохода. Если 5 сидушек длиной по 140 см положить поперек прохода, то получится койка-полуторка 130 на 200 см с мягкими боковинами (это спинки сидушек). На этом же уровне стоит средняя часть шкапчиков. На уровне 72 см расположен мой любимый стол красного дерева 75х182 см, он перекрывает проход в откинутом положении на 25 см, из чего следует, что вся компания гостей будет сидеть в линеечку. В откинутом к борту положении он выполняет роль спинки сидушек. Подволок (потолок) на высоте 180 см при моем росте 177 см, впритирку. Две линии поручней по подволоку. Ширина прохода между шкапчиками 70 см. Горячее приготовление пищи и курение внутри поплавков исключено, горячий чай в термосе, а специальная газовая плитка - наверху, на платформе. Причина проста - горел 4 раза, знаю. Максимальная ширина внутри - около 150 см, это где нет шкапчиков, а есть иллюминаторы, рекреационная зона посредине длины поплавков. В носовой части, где все поверхности сужаются и поднимаются кверху - хранилище с полками всего, что необходимо вообще, но не сейчас. Там же прочный штурманский стол и навигационная аппаратура. При ударе волны это место довольно резко подпрыгивает и все должно быть хорошо закреплено.
Теперь эти самые гидродинамические навороты, вызванные тем обстоятельством, что я могу сделать любую форму поплавков. Нулевой уровень - это крылья, их назначение было ранее описано. Первый уровень - плоская лыжа шириной 60 см и высотой 57 см, длиной 24 метра, впереди сужается, поднимается и переходит в форштевень, а в корме - транец с рельсами для подвесного мотора. Внутри - проход 40 см по всей длине. Ее цель на малых скоростях - быть килем, создавать боковое сопротивление для уменьшения дрейфа по ветру, на средних скоростях - смягчать удары при попытке глиссирования, на больших скоростях - глиссировать перед выходом на крылья и наконец, на крыльях - встречать волну мягко, без удара, малым сечением. Днище лыж должно быть толстое и прочное, чтобы можно было выкатить на берег по валикам на лебедках. Второй уровень - два плоских уступа с обеих сторон лыжи, шириной по 50 см, также впереди сужаются и поднимаются, образуя так называемые скулы. Вероятно, их кормовая часть будет в воде, ибо там тяжелые моторы и вертолет. Задача второго уровня - при минимуме погружения в воду создать большую площадь в корме, а это необходимо для выхода на глиссирование, более грубо реагировать на волну, подбрасывать нос, если не справились передние крылья. Внутри это уровень сидений. Третий уровень - это прочная платформа с двух сторон поплавка шириной 70 см плюс надувной кранец диаметром 50-60 см., она тоже впереди сужается и поднимается вверх. Ее верхняя поверхность покрыта каменной крошкой на эпоксидке. Если бы я не был в жестоких штормах, то не стал бы этого выдумывать, а я знаю, что кроме безопасности и удобства швартовки, защиты крыльев, посадки-высадки и фотографирования на фоне катамарана, эта штука будет остро отражать жестокую крутую встречную волну даже без движения, на плавучем якоре... Разумеется, я буду стараться спрятаться всякий раз от стихии, но вдруг не успею... Интересно, что скажет Ренато Леви, когда увидит мое чудище?
- Через несколько лет, когда я вплотную займусь постройкой катамарана, я проработаю конструкцию поплавков столь же серьезно, как и кокпит вертолета. Также будет проработана и конструкция крыльев из композита. Общая идея поплавков, крыльев, подвесных моторов, парусного вооружения и платформы остается неизменной, но знакомство с маленькими лебедками джипов и радиоуправлением моделей вертолетов вдохновляет и озадачивает - теоретически уже сейчас несложно сделать компьютер-парусный автопилот. Кроме того, катамаран вполне может иметь генератор Сёрла для электроснабжения и зарядки множества аккумуляторов, а также другие мудреные агрегаты.; - в отличии от фазенды-сада-огорода, катамаран не привязан к какой-то территории и климатическому поясу, поэтому проблема поддержания его и себя на плаву - сугубо моя личная, в принципе это единственный способ избежать нежной и ласковой заботы каких-либо структур, органов и паразитов, особенно теперь, пока это еще возможно.. Если иметь спутниковую связь, то для поддержания штанов можно даже подрабатывать, скажем, в сфере маленького туристического бизнеса или мелких перевозок. Впрочем, можно делать и продавать гитары, сверхмалые вертолеты или еще что-нибудь.. Собственно, в океане-то делать нечего, это просто дорога очень широкая между пунктами А и В, а в самих пунктах обязательно есть власти и властные выпендрежи, которые могут быть очень неприятными, потому что люди у власти обычно психологически деформированы. Однако, об этом рано задумываться, а вот где брать и как хранить пресную воду (в надувных-наливных кранцах?), без которой ни помыться, ни приготовить поесть, ни помыть посуду? Пока у меня нет решения этой проблемы и на этой грустной ноте мы расстаемся с катамараном до лучших времен...; SergeCorobkin = 13:44 10.08.2009 Ну вот - я опять впал в детство - теперь я моторист НИС "Карпинский", еще один шаг к этой трудной реализации своих замыслов... SergeCorobkin = 13:42 08.06.2010
И вот уже Новый Год на носу, пароход чешет себе на юг, переваливаясь на длинной океанской волне... В это время года Атлантика ласкова и миролюбива, луна лежит на спине, задрав рога вверх, звезды необычно ярки... После омерзительной Балтики даже Бискайский залив был приятен, а здесь - вообще невыразимо... С точки зрения судовождения - катамаран мог бы сейчас спокойно следовать нашим курсом в Кейптаун под парусами, иногда выползая на крылья при свежем ветре. Естественно, я не прошел бы мимо Португалии, Канар и островов Зеленого мыса... Если пароход раскачивается на плюс-минус 10 градусов, то катамаран копировал бы волну и качался бы на 2 - 3 градуса. Минусы парусного катамарана в тропиках - нет кондиционеров, холодильников и опреснителей, только тент и забортная вода, но ведь много ветра и очень много солнца. Используй!
SergeCorobkin = 2:51 30.12.2010 Через неделю ветер бакштаг, дующий в Бразилию, поменялся на противоположный, бейдевинд из Бразилии и это изрядно осложнило бы путешествие катамарана в Кейптаун - высокая скорость, вода хлещет, ни хрена не видно, ни остановиться, ни поспать.. Впрочем, скучные тут маршруты, а вот Тихоокеанская россыпь островов от Камчатки до Новой Зеландии и Полинезии гораздо привлекательнее, там можно блудить всю оставшуюся жизнь. Сейчас, здесь, в море Уэдделла, за 70-й параллелью я могу сказать - океанская непогода в 5 баллов (а может и более..) не страшна этому катамарану... Да, платформа будет цеплять волну, да, вертолет должен быть хорошо привязан к трубам платформы и иметь хорошее зачехление, да, грузы может смыть ударом волны - но не страшно, совсем не страшно... Обычные морские неудобства, типа ловли палубы ногами или хождения по плинтусам. |