Новые ветры в голове свистают..:

А насмотревшись видеороликов о глиссирующем катамаране "Hydraplaneur" (здесь...) , крылатом "Hydroptere" (щелкни...) , "C-Fly Coastal" (здесь...) , больших катамаранах, тримаранах и широко рекламируемом сейчас "Trifoiler" (щелкни...) , развивающих до 35-60 узлов (65-111км/час), а также о том, как они лихо двигаются на одном поплавке, втыкаются в волну и опрокидываются (им всем очень не хватает способности мачт упруго заваливаться на борт..) - захотелось разнести поплавки еще шире, сделать мачты еще выше, до 20 метров высотой, добавить кливеры c крутилкой-штагом, чтобы они тянули-поднимали поплавки за длинные бушприты, крылья придумать офигенские и вообще много еще подумать об этом проекте, его автономности и живучести, потому что в его основе лежат хорошие базовые идеи, особенно мне нравятся совершенно фантастические возможности постоянно жить в Тихом океане, перемещаясь по своим любимым маршрутам, островам и временам года, занимаясь чем-то полезным для себя и для катамарана... А отсюда следует, что катамаран должен быть функционален, легок в управлении, достаточно удобен, слегка уютен и уж безотказен - как швейная машинка "Singer".

Если не гнаться за высокими скоростями и применить большие крылья, слособные поднимать катамаран при скорости 6-8 узлов, то диапазон комфортного судовождения изрядно расширяется и тогда самой лучшей стратегией передвижения будут быстрые броски при хорошей погоде и с максимумом парусов между удобными для стоянок островами. Здесь (щелкни...) видеоролик движения тримарана "ORMA 60" (пятитонник примерно моих размеров) на свежем ветре и волне около 4 баллов. Примерно так будет двигаться и мой катамаран без крыльев, правда не так резко ударяясь о волну за счет гибкости платформы, но тем не менее заставит меня зарифить паруса еще больше, чем у них. Применение крыльев кардинально все меняет, каждый дециметр подъема корпусов из воды смягчает раскачку катамарана, поэтому, чем больше крылья и чем глубже они опущены - тем плавнее движение. При поднятых крыльях качка превращается в копирование профиля волны, катамаран как бы становится на четыре ноги, при этом волна весьма сильно скручивает платформу и смещает рангоут в хаосе своих колебаний, особенно, если катамаран дрейфует по воле ветра и волн.

Здесь (щелкни...) видеоролик движения малого, восьмиметрового катамарана "C-Fly Coastal" с неуправляемыми ромбическими крыльями, копиями "Braas d'Or", горячо любимыми в ВМФ Канады. Относительно размеров этого катамарана волна вполне приличная и эффективность крыльев довольно хороша, катамаран плавно скользит вдоль волны.. В целом катамаран получился удачный, поэтому сейчас у них в проекте следующий, "C-Fly Ocean" длиной 18 метров. Однако мягкое спрямляющее копирование волны лучше всего удается с помощью гибких сенсор-рук, с опережением и нелинейно управляющих передними крыльями. Как опоры, крылья разнесены по углам катамарана - два спереди, под форштевнями и два - позади транцев. Теперь мои сожаления по поводу излишней прочности корпусов придется пересмотреть, нагрузочка-то вся сосредоточилась в четырех точках, а зачастую и в двух.. Весьма полезной окажется и гибкость платформы, поплавки будут упруго стелиться над поверхностью волны. Здесь нет места электронике и всевозможным умным моторным приводам - стихия морская быстро их уделает.., а заменить сломанную сенсор-руку на двух шплинтах совсем несложно, только штанишки промочить придется.



"Trifoiler-Kite" - вот это, я понимаю, уже мореходность,



а при таком вот маленьком клиренсе



почихать на такие волны с гребнями - это, блин, круто!



И вроде все так просто устроено... И такие крылья, если переднюю кромку увести вназад под 45 градусов, прикрутить на нее острейший нож - могут пригодиться и мне... Обрати внимание - к кокпиту можно навесить и 6 поплавков с крыльями, мачтами и парусами. Спорим, кто-нибудь типа меня слепит такое чудо?

Кстати о живучести крыльев - Ростислав Алексеев придумал самые живучие крылья, которые щелкают бревна-топляки, как спички, благодаря стреловидности 40 градусов.



Современные фантазии стараются учитывать опыт Алексеева..

В океане главная проблема - обрывки сетей, а в богатых живностью районах - водоросли, поэтому, кроме стреловидности стоек и крыльев, их передние кромки должны иметь сменные стальные нержавеющие ножи-вставки-накладки, острейше заточенные для резки сетей и травы. Кроме того, ножи утяжеляют переднюю кромку крыла, что весьма полезно против флаттера.. Пустотелая стойка проводит воздух под крыло за ножом-накладкой и он образует пузырь под крылом. Зачем? А 90% смоченной поверхности и трения под крылом исчезнет, а подъемная сила будет создаваться за счет разрежения на верхней поверхности. При увеличении угла атаки пузырь будет уменьшаться и нижняя поверхность крыла тоже будет создавать подъемную силу. Такими фокусами я увлекался на крыльях своего первого катамарана.. Крылья будут треугольные, одностоечные, почти как хвосты китов, задние просто опускаемые, а передние - регулируемые с помощью длинной сенсорной руки-рессоры, которая задает упреждающий смягченный угол атаки крыла. При ударе о крупный плавающий предмет - крыло должно отразить его в сторону или стойка должна срезать стопорные алюминиевые болты и выскочить из пазов без повреждения корпуса катамарана, повиснув на страховочном тросике. В поднятом состоянии крылья выше уровня днища для выкатывания на берег, глубина погружения крыльев тоже регулируется, а еще крылья легко вынимаются вниз для очистки и вполне разумно иметь второй комплект на всякий случай.

Стойки передних крыльев двигаются в наклонных колодцах, занимая форпик, а задних - в вертикальных, за транцами, при помощи полиспастов или винтов. Полиспасты - это многоосевые и мягкие механизмы, а крылья будут постоянно дергать их вверх-вниз, поэтому им - предпочтение. Наклон стоек крыльев определяет наклон форштевня - 40-50 градусов, причем передние крылья имеют 0+13 градусов на регулировку сенсор-рукой, а задние при опускании вниз регулируют общий дифферент и угол атаки крыльев - от скольжения на попе до ровного киля. Точка вращения нижней части стойки переднего крыла находится чуть впереди центра давления и очень низко, чтобы обеспечить небольшое давление на сенсор-руку, которая просто вставляется в нее и шплинтуется. В поднятом состоянии передние крылья работают и регулируются, несмотря на малое погружение, а боковое давление на них заставит применить секторные игольчатые подшипники. Сенсор-рука в верхнем положении достает почти до конца бушприта (когда поплавок воткнется в волну) или может быть подтянута к нему веревочкой, задав крылу максимальный (13 градусов) угол атаки для вздергивания носов поплавков и эта же веревочка ограничивает опускание сенсор-руки вниз, до уровня днища, чтобы не дергаться на мелкой волне, ибо при малом погружении крыла подъемная сила уменьшается при приближении к поверхности воды, что открыл и очень ловко использовал Ростислав Алексеев.

Получается, что плавная зыбь огибается по-Алексеевски, короткая волна до 1.2 метра высотой пропускается с легким встряхиванием, а более высокая волна воздействует на сенсор-руки и управляет передними крыльями, которые дергают поплавки за носы с небольшим (6-12 метров) опережением. Смесь волн будет работать аналогично-хаотично. Центр давления парусов находится весьма высоко и момент тяги парусов стремится притопить носы, нагружая передние крылья, поэтому их площадь равна площади задних крыльев. Задние крылья грузовые, неповоротные (а мож и поворотные..), нерегулируемые, просто следуют по пути передних, но имеют откидные рули. А еще надо сделать на корме поплавков защитные площадки, пригодные также для посадки-высадки на лодки, вертолет и для погружений с аквалангом, а то на корме выпендрежей современных с трапиками явно нехватает.. да и два мотора Yamaha-50 повесить там же (на вторых половинках) с запасом топлива, пусть все вонючее будет подальше. Ширина задних крыльев будет как у тех, что были изображены ранее, а вид снизу точно как здесь:





Пример для подражания - верх гидродинамического совершенства, вот только задняя кромка изрядно обгрызана кальмарами Гумбольта - когда-нибудь я приготовлю их с перчиком... Хвосты косаток, более острые, более скоростные - тоже следует изучить для применения.

Задние крылья поднимаются и опускаются довольно медленно из-за многократности полиспастов, ведь они держат по полторы тонны, поэтому одновременно с постановкой парусов и набором скорости сначала вручную опускаются передние крылья, которые задирают носы вверх, а затем задние крылья, которые поднимают попы и выравнивают дифферент. А наивыгоднейший угол атаки подводных крыльев установлен +1.5 градуса. Иногда, чтобы пройти горб сопротивления и выволочь катамаран на крылья - придется вручную поднять сенсор-руки и дать максимальный угол атаки передним крыльям. Можно и просто играться этими веревочками, пританцовывая, подпрыгивая и вертя попой...



Простейшая прикидка по всем известной формуле говорит, что при площади крыльев 11 кв.м. пятитонный катамаран оторвется от воды на ровном киле на скорости 11 узлов (20км/час = 5.5 м/с) - без каких-либо хитростей.. Но я так не могу, поэтому, хитрость первая - передние крылья опущены полностью, а задние на 20см., угол атаки крыльев будет 5.5 градуса и коэффициент подъемной силы станет 0.55 вместо 0.3, значит скорость отрыва от воды будет 4.06м/с = 14.6км/ч = 7.9узлов. Хитрость вторая - поплавки катамарана имеют прикрученные на днище киля вторые, неподвижные крылья. При подъеме корпусов они теряют подъемную силу, выходят из воды и не работают, пока их не наподдаст волна. Хитрость третья - ничего лишнего, максимально облегчить катамаран. В сумме с первой и второй хитростью это будет весьма эффективно, что и использовал Ростислав Алексеев в конструкции алюминиевых "Метеоров" и "Комет", которые пережили и СССР, и своего создателя, а сейчас распроданы дураками по всему миру - увы, бездарные потомки...

В водоизмещающем режиме поднятые основные и неподвижные крылья будут работать как малопогруженные и при совсем небольших скоростях будут приподнимать поплавки, что тут же резко уменьшит смоченную поверхность в корме и в воде останутся только кили-лыжи, а сопротивление уменьшится. При повреждении неподвижных крыльев их можно заменить - в акваланге. Почти удвоив таким способом плошадь крыльев, я пытаюсь добиться уверенного выползания на крылья, разгона и комфортного движения на крыльях на малых скоростях, что имеет огромное значение для мореходности в целом, ибо по волнам можно, конечно, попрыгать - только недолго, потому как попу отобьешь..

Еще надо продумать развал поплавков внаружу - чтобы крылья подветренного поплавка стояли прямо, тогда как наветренные скользили бы по поверхности, это выгодный и безопасный режим движения. При этом регулировка отклонения мачт количеством пружин на вантах-растяжках должна исключать опрокидывание катамарана на борт даже при порывистом ветре и подвернувшейся некстати волне, чему будет способствовать, кстати, наклон мачт внутрь и тогда наветренные паруса будут отражать ветер вверх - придавливать наветренный поплавок. Уже замечено, что "Trifoiler" не опрокидывается на борт именно поэтому (щелкни...) . А при стоянке на крыльях, как на опорах - развал поплавков должен легко устраняться.



Немедленное выкатывание катамарана на берег при сколь-нибудь длительной стоянке - это не блажь, а прежде всего способ борьбы с обрастанием подводной части, иначе ахнуть не успеешь, как потеряешь всю резвость и придется уже много потрудиться, чтобы удалить намертво прикрепленные домики ракушек. Проще всего при отливе убрать клинья развала поплавков, оставить катамаран стоять на крыльях и, когда вода уйдет, напялить резиновые сапоги, спуститься по лестнице и очистить подводную часть. Или аккуратно заходить на хорошо известное мелководье и поднимать катамаран на крылья, выше уровня воды. Или попробовать новомодные ультразвуковые устройства против обрастания. Может воском начищать катамаран, как ботинки, или попробовать покрытие ПФПЭКК - но морская вода, зараза, все смывает.. А защитную термопленку-липучку, а? И можно будет отрывать ее вместе со всей налипшей морской живностью.. - это хорошая мысль, навеянная пилотским шлемом Formula-1. А вот если ее взять как можно более толстую, 1-3 мм, то можно получить микрореданный профиль-елочку, весьма уменьшающий смоченную поверхность и, естественно, трение.. Интересно, а? Стоянка в прохладной пресной воде тоже изрядная помеха обрастанию морской живностью.

По иронии судьбы я уже почти три года живу в состоянии примерки своего светлого будущего - в Северном полушарии с мая по декабрь и в Южном - с декабря по май, пересекая каждый раз тропики на пути туда и обратно. Нравится мне этот образ жизни, знаете ли.., хотя раньше я не любил тропики и даже из-за этого отказался работать на верфи "Hitachi" в Сингапуре. А вот если б только поменять не мой пароход на мой катамаран да и маршруты тоже, но увы: "Сверни ковер своего нетерпения и положи в сундук ожидания..". Однако мозги у меня все шебуршат себе безостановочно и концепт катамаран-фазенды на всю оставшуюся жизнь совершенствуется и обрастает подробностями. Теперь это уже скоростное парусное судно, довольно удобное для судовождения и обитания, (даже с туалетами, кухней и волейбольной площадкой.. по сравнению с ORMA 60, пригодных только для гонок и ничего другого..), особенно, если научиться чутко спать по полчасика и иметь надежный компьютер-парусный автопилот, примерно такой, как придумал Yves Parlier, а еще научиться бы как-то убегать от тайфунов и цунами, которые тоже любят посещать так приглянувшиеся мне давным-давно Тихоокеанские маршруты..

Скоро опять в Антарктиду - может даже будет возможность отобразить эти изменения в проекте и еще надо вписать множество аккумуляторных ящиков и места хранения запасных крыльев, парусов, кранцев и якорей. Поручни и в них электропроводка с выключателями - тоже актуальные элементы архитектуры катамарана и все лебедки, тросовые проводки, теплые полы - тоже требуют проработки. И еще о комфорте - сэндвич-скульптурные корпуса, придуманные мной - теплые и тихие, 2х28 кв.м., почти как двухкомнатная квартира в многоэтажке по цене 150000$, а все другие, кроме старых деревянных яхт - гулкие, скрипучие, грохочущие, сырые и жутко холодные, жить в них долго просто невозможно... Что касается стальных и железобетонных яхт - редкостная дурь инженерной мысли, вообще не имеющая права на существование. Если внимательно посмотреть на современные ветряки и тенденцию роста их количества, то понятно, что нас ждет эра больших парусных судов и катамаранов из композитных материалов, но современная индустрия конструирования, постройки, эксплуатации и ремонта судов, ориентированная на сварные стальные конструкции, еще долго не сможет перестроиться на новые способы строительства судов. Вот тут мой способ "Сэндвич-скульптура" с вакуумной инфузией очень даже может пригодиться. Надо разыскать в Бремерхафене верфь «Johann C. Tecklenborg», которая строила когда-то большие парусники...

Парусное вооружение тоже еще не додумано до конца, ибо крылатые парусники доворачивают вымпельный ветер в бейдевинд, превышая скорость исходного ветра в несколько раз, поэтому очень возрастает роль аэродинамически наиболее совершенных парусов стаксельного типа на плоских, слегка бочкообразных (для намотки пузатых стакселей без морщин..) крутилках-штагах, шириной 30см и толщиной 6см, позволяющих почти плавно регулировать рабочую площадь парусов и можно использовать плоские V-образные мачты, упруго заваливающиеся на борт под большой нагрузкой. Стаксели и кливеры соединяются с мачтами и штагами традиционно - в лик-паз, через блочок наверху и возвратом лик-тросика по трубе внутри мачты или штага с выходом в катушку крутилки, а еще нужно оборудовать их рейкАми (такими же, как штаги..) для правильного натяга и управления. Смещение канифас-блока крутилки в сторону позволит корректировать разворот штага в сторону пуза при отклонении паруса от ДП, потому как я заметил, что поворотная мачта ORMA-60 не очень-то поворачивается по парусу, надо принуждать. Везде надо ставить надежные шарикоподшипники из 95Х18Ш без сепараторов, продуваемые и промываемые солеными влажными морскими ветрами..

Генуи или геннакеры (вместо кливеров) - в классическом виде, непригодном для автопилота, с их прикольным способом постановки - снимая чулки и уборки - натягивая чулки, что вообще-то следует изучить (щелкни...) , или (щелкни...) , вдруг это самый лучший способ управляться с парусами? Обратил внимание, как используется рей-оттопырка для разворачивания парасейлора-спинакера и как его отсутствие ухудшает работу спинакера во втором ролике? Паруса из синтетики боятся солнца и одевать на них брезентовые чулки - хорошее решение, даже на крутящиеся штаги и мачты. Поневоле призадумаешься, может вместо крутилок одевать на стаксели треугольные чулки? Ведь крутилки - довольно сложные устройства с двухрядными подшипниками, плюс окаймляющие стаксель рейки и тоже с двухрядными подшипниками. Придется очень хорошо подумать.. Теоретически, если принять на вооружение эту идею, жесткий плоский штаг натягивается меж двух вертлюгов одним тросом, затем внутри чулка тросик подъема чулка вверх, он же через блочок закольцован на опускание чулка вниз и шкот управления стакселем, который еще натягивает задний реек с закрепленной на нем задней шкаториной стакселя через складывающийся или телескопический нижний реек - он является опорой для натягивания заднего рейка шкотом. В этом случае регулировка парусности уменьшением количества развернутых парусов - не очень-то изящно, но чулки со спрятанным внутри штагом, стакселем и задним рейком (получается толстенький, довольно жесткий, но узкий брезентовый парус с твердой передней и задней кромкой..) - тоже парусят, это будут минимальные штормовые управляемые паруса, которые позволят двигаться в каком-то нужном направлении, вместо того, чтобы тупо болтаться на волне. Не бороться, а использовать силищу стихии.. Генуи - это уникально большие и пузатые стаксели для галфвиндов и не очень острых бейдевиндов. Не знаю, смогу ли я их применять, но хотелось бы - особенно озадачивает идея твердой, очень гибкой и упругой задней кромки паруса и использование для натяга гибкого нижнего рейка, который при ослаблении шкота норовит сложиться, чтобы быть готовым перескочить на другой галс. Гибкость стеклопластиков в нужном направлении дает возможность сильно уменьшить усилия в такелаже и улучшить надежность парусов, Sailstasis, тассазать.. Таков прогресс моих мозгов - бермудские гроты, стаксели на крутилках, стаксели-генуи-геннакеры в чулках, то ли еще будет...

С точки зрения вымпельного бейдевинда еще просятся стаксели между мачт, заполнить пустое место... Попытка применить трапециевидные стаксели (как в предыдущем варианте..) заставляет применять и передние штаги, работающие на сжатие с изгибом - а это мне очень не нравится, а вот схема рангоута, похожего на ферму из треугольников гораздо правильнее и практичнее, причем размеры такой фермы могут быть очень большими.. И вообще, смысл больших крыльев и наибольшей возможной площади парусов в том, чтобы выползать на крылья при слабом и умеренном ветре, при волне 3-4 балла по Бофорту. Это очень хорошая погода плюс обязательная зыбь и она преобладает в летнее время даже в сороковых широтах. Согласись, очень неплохо, если судовождение в хорошую погоду с хорошей скоростью будет в удовольствие, а?



Примерно вот так.. Ветер 10 м/с, море 3 балла, t=10 градусов, юг Бискайского залива, 27 декабря 2012... А с поднятыми крыльями, на корпусах, примерно вот так (щелкни...)

Тонкие (20см) широкие (100см) поворотные обтекаемые, слегка бочкообразные мачты будут иметь тросы преднапряга для устойчивости при сжатии с изгибом, лик-паз и трубу для установки стакселя и крутилку для его накручивания, что совсем необязательно, если поставить штаг со стакселем рядом с некрутящейся мачтой, просто мне так интереснее, потому что такие мачты парусят как часть стакселей.. Получилось три стакселя и один кливер на каждом поплавке и еще можно поставить два ряда стакселей между мачт, растянув их между верхними мостами-поперечинами и трубами платформы. Окаймление стакселя обтекаемыми рейкАми (давно известный, но редко применяемый фокус..) позволяет применять водило для управления одноименными стакселями - левым, правым и средними с помощью одного или двух шкотов вместо четырех и даже давать задний ход, что парусникам как-то совсем несвойственно, хотя Full Rigged Ships используют его для разворота на обратный курс.. Точно также, теоретически, одна лебедка может ставить сразу 4 паруса и даже натягивать заднюю шкаторину каждого в нескольких точках, а другая - убирать их.. Понятно также, что водила могут работать себе, в то время как все паруса могут быть скручены и шевелиться будут только мачты-крутилки, штаги-крутилки и рейкИ, пустые треугольники.. При ураганном ветре 110 узлов = 200 км в час. (например тайфун JELAWAT, который сегодня, 26.09.2012, расположился в Филиппинском море..) боковая плошадь мачт, штагов и рейкОв, а это не мало, больше 100 кв.м., будет играть роль парусов и, может быть, этим придется воспользоваться, удрать промеж гребней подальше от центра тайфуна, ибо общее штормовое правило простое - штормовая волна всегда поперек ветра, а ветер по спирали дует в центр тайфуна. Поэтому в северном полушарии надо удирать бакштагом справа в попу, а в южном - слева. Я тут даже подумал, что при таких крыльях можно вообще не бояться шторма, если своевременно узнавать и вовремя убираться с его пути или прятаться в защищенных бухтах. Можно, конечно, использовать вращение тайфуна для перемещения по его периферии, там ветер 8-10 узлов - если считать себя везунчиком, но как бы не промахнуться, ибо в центре тайфуна скорость ветра может достигать 370 км/час.. И тщательно проверить мачты и крылья на тройную прочность и устойчивость..



Ну, в общих чертах нечто типа этого... И тут же - транец явно хочет поглотить колодец стойки заднего крыла и внутри, в пазухах, будут емкости для пресной воды.. Тогда придам колодцу и транцу небольшой, 5-10 градусов, наклон вперед, навешу съемный трапик с поручнями, рельсы с подвесным мотором и, соединенное с оттяжками бушприта, крепление ахтерштага.. Днище сделаю потолще, 20см, чтобы неподвижные крылья с углом атаки 1.5 градуса - утонули заподлицо. Откидные рули не очень-то маневренные, их задача - держать курс при движении на крыльях, а в узкостях и портах используются подвесные моторы...

При попутном ветре тент ставится между передними штагами и превращается в прямой парус. Верхний передний мост можно оборудовать подвесной люлькой - вороньим гнездом, солнечными панелями и кайтами (управляемые парус-змеи..), а задний мост будет нести локаторы, огни, молниезащиту, антенны, ветрогенераторы, светильники верхнего света, прожекторы для ловли кальмаров и что-нибудь еще там.. Тогда по задним штагам-трубам пойдут вниз провода, шкоты грот-стакселей, шкоты флагов, тросы грузовых лебедок и может быть еще что-нибудь. А еще мосты будут шире мачт, выпуклые вверх и иметь подъемную силу, помогающую крыльям и противодействующую отклонению мачт. При предельном отклонении на борт - трапеция "Мачты-мост" превращается в треугольник с подветренным углом, наверное, 40 градусов.. А как быть в зоне тропического штиля? Выбор есть - просто переждать, включить подвесные моторы и сжечь топливо, иметь солнечную паросиловую установку, собранную из очень эффективных колб "Viessmann" с зеркальными концентраторами, работающую на спирте (эфире, ацетоне, фреоне R114b2 или R141b..) с массой попутных удобств - опреснитель, парилка, горячая вода, приготовление свежей рыбы в фольге, генератор, холодильник, кондишка, теплые полы там... Или наконец, иметь наверху, в мостах, электрические солнечные панели и подвесной гребной мотор, чтобы как-нибудь потихонечку переползти штиль.

Какое-то неожиданное получилось парусное вооружение, парадоксальное и непривычное, из области фантастики - каждый треугольный тряпочный парус имеет твердую переднюю кромку-шкаторину-штаг или мачту и закрылок-реек, к которому в нескольких точках притягивается задняя шкаторина. И количество тоже с размахом - 6 стакселей и 2 кливера основного вооружения и 6 стакселей дополнительно, временно, сильно загромождающее платформу (с точки зрения вертолета..). Это в 4.5 раза больше парусов, чем у гоночных катамаранов, а вид сверху - крыльевая решетка. Интересно, как я смогу справиться с ними с помощью пары яхтенных шпилей, а? В любом случае работать с традиционным бермудским вооружением намного труднее, чем со стаксельным и проблем больше - чего стоит постановка гротов, да и уборка тоже не пряник - надо укладывать, утаптывать, увязывать, еще и полтонны воды наберется в складки.., а здесь накрутил на штаг или на мачту и никаких проблем, кроме вреда от солнца (и ведь придется зачехлять..). Если еще очень хорошо подумать, то можно придать стакселям толщину в 0.1 хорды, как у крыла дельтаплана, сочинив их из двух полотнищ, а сами штаг или мачта будут уже внутри стакселя. При смене галса скрепленные по задней шкаторине полотнища сдвигаются по роликам передней шкаторины, изменяя свои кривизны и выравнивая свои натяги... Сейчас много конструкторов пытаются реализовать эту идею, потому как весьма улучшается эффективность паруса и заостряются углы атаки в бейдевиндах, но известные мне результаты пока еще такие смешные... Однако ничто не мешает и мне поучаствовать в этой затее, сочинив модель из куска ветоши, дощечек и веревочек..



Возьмем вот такой профиль с хордой 9500мм и толщиной 963мм, поместим внутрь мачту и измерим.. Получилось соотношение длин верхней и нижней частей профиля как: 10060мм к 9576мм, а сумма = 19636мм. Тогда место соединения полотнищ съехало на 242мм и при смене галса оно переползает на другую сторону мачты, для чего передняя шкаторина состоит из роликов, а сами полотнища закреплены на треугольной задней шкаторине. Гибкий нижний реек примерно так изогнут в горизонтальной плоскости и поднимается вверх при отпускании шкота под натягом полотнищ стакселя, при этом он прячется в паз мачты и задней шкаторины, а при смене галса изгибается в другую сторону. Длина нижнего рейка может легко и ступенчато изменяться для регулировки пуза стакселя. Нижние шкаторины имеют довольно свободную шнуровку по люверсам, но могут быть натянуты за шнуровку и образовать ровные вертикальные складки для одевания чехла-чулка. В этом варианте в ручном управлении каждому стакселю принадлежит трос-штаг для подъема стакселя в рабочее положение, шкот для управления, тросик для подъема чулка-чехла, тросик для одевания чулка и тросик для сборки складок, складывания стакселя. На нижнем рисунке вариант для штага-крутилки, полотнища по задней шкаторине соединяются вместе, а по передней шкаторине - лентами, которые смещаются по роликам при смене галса и обеспечивают крыловидность профиля. Здесь шкот и топенант крутилки управляют углом установки, натяжением и площадью стакселя. Полная эффективная площадь двойного стакселя исчезает при первом полуобороте крутилки - он превращается в одинарный обычный стаксель... И обычный одинарный стаксель тоже можно присоединять лентами к такому штагу с роликами. Это универсальное простейшее решение мне очень нравится.



Довольно старые большие яхты оснащают современным рангоутом и парусами... Пример - крутилки стакселя и большой генуи примерно моих размеров. Жутко крутые яхты имеют электропривод крутилок, еще один вид морского геморроя... Сырость - вечная проблема судов с механической начинкой, поэтому приходится часто сушить тряпье.. Как думаешь, для чего якори привязаны веревками? Правильно, против дураков с шаловливыми ручками..

Вероятно, в носовой части платформы нужен брызгозащищенный пост управления, куда придут все эти разноцветные веревочки, где они будут натянуты, застопорены и разложены по своим корзиночкам, а не валяться под ногами. Под действием парусов с ветром мачты, штаги и рейкИ будут прогибаться по наименьшей жесткости, в нужную мне сторону, перпендикулярно ветру. Это хорошо, не надо натягивать штаги так сильно, как обычные, тросовые, для выправления лишней пузатости на передней шкаторине.. Неплохо бы передние штаги ставить с хорошими пружинами для постоянного натяга игривой общей геометрии рангоута. Легкая прикидка центровки парусного вооружения для острого бейдевинда показала - легко обеспечить нулевую или слегка приводящую к ветру центровку методом регулировки площади кливеров. При свернутых парусах получилась центровка, сильно приводящая к ветру - штормовая, а управление в целом оказалось весьма гибкое.. Парусов много не бывает, всегда хочется еще - и хочется верить, что этот комплект (примерно 1500 кв.м.) будет вытаскивать катамаран на крылья даже при слабом ветре, примерно как здесь (щелкни...). В конце ролика видно, как работает щуп-регулятор подъемной силы крыльев, там еще есть тросовая проводка и прочие сложности - в сравнении с прямой сенсор-рукой.

Поплавки и платформа с вертолетом на поплавках, надувнушками и грузами не очень-то вписываются в скоростной бейдевинд, но обитаемость, функциональность и безопасность важнее. Надо бы еще поработать над этим, как-то прилизать, пост управления парусами засунуть под вертолет, в котором тоже можно сидеть себе в плохую погоду и радиоуправлять, кстати.. Большая площадь платформы провоцирует использовать ее как крыло, помогающее подводным крыльям и заодно прикрывающее грузы, поэтому переднюю часть платформы я оформлю в виде носка крыла, разомкнутого гибкого профиля, к нижней части которого будет пришнурована сетка платформы, а к верхней, выпуклой и прозрачной части - может будет крепиться тент-дождевик, пока еще не знаю. На малых скоростях вымпельного бейдевинда подъемная сила будет не ахти, но по мере роста скорости ветра она будет увеличиваться и опять же поднимать носы поплавков, противодействуя опрокидывающему моменту парусов. А представь себе, как прыгает по воде плоский камешек, который мы все любили швырять в детстве и как может прыгать этот катамаран, если научиться правильно дергать за веревочки сенсор-рук...

На сжатие с изгибом будут работать четыре мачты, два верхних моста и два бушприта, а корпуса поплавков - на изгиб и потребуется мощное днище, также очень необходимое для выкатывания на берег по надувным кранцам на своих лебедках для ремонта, обслуживания или пережидания плохих времен. Применим хитрость из области строительной механики - два троса из нержавейки (или полосы из нержавейки) от бушприта проходят по днищу к транцам и задним колодцам, замыкая растянутое кольцо стоячего такелажа через мосты и передние штаги. Теперь поплавок изрядно разгружен, а оттяжка бушприта закреплена уже на колодце-ахтерштевне, гораздо грамотнее.. При больших ветровых нагрузках две пружинные ванты-растяжки будут поднимать наветренный поплавок, и, когда его крылья выйдут из воды, то это будет сигналом для уменьшения парусов, а вес поплавка ( 2 - 2,5 тонны) - будет расчетной нагрузкой для всего сооружения. Мачты при этом уже отклонились под ветер примерно на 10-20 градусов и дальнейшее усиление ветра приведет к еще бОльшему наклону мачт и небольшому подъему поплавка, при этом паруса будут терять силу и не смогут опрокинуть катамаран, даже если лягут на воду. И даже в случае опрокидывания на мостах можно иметь подушки безопасности, надуваемые фреоном или огнетушителем СО2, которые помогут вернуть катамаран в исходное положение.



Здесь 30-метровый красавчик с обитаемыми поплавками, ENZA, при ветре 50 миль в час. Вокруг света он прошел за 74 дня.. Легко представить, как скрутилась бы платформа, если бы она была гибкой. Обрати внимание, где находится народ и куда сдуло все барахло - делай выводы..



Не, я так не хочу... Цена катамарана несопоставима с ценой баллона фреона R-134a и подушек безопасности на топе мачты. Поднырнуть, открыть краник - и катамаран на боку, волна поддаст и поставит на кили...



Ну, например, вот так.. Достаточно небольшого усилия, можно просто удлинить правый вант мачты и вернуть его на поплавки, а еслы бы мачты были как у Trifoiler, то он сам бы вернулся..

Для обслуживания устройств, расположенных на верхних мостах, можно в тихую погоду (пружины ставятся и снимаются с помощью двух талей..) положить мачты на борт и сходить босиком по стакселю, намотанному на мачте, к мосту. Трубы платформы работают на сжатие и сложный изгиб, обеспечивают упругую игру поплавков на волне. Прикольно.. Проблемы жизнеобеспечения и автономности пока оставим на будущее.., морская составляющая моей жизни с детства давит и давит мне на психику, принуждает к мечтам и действиям, а периоды жизни на море - самые лучшие в моем прошлом, да и сейчас тоже. Однако материализовать мечты - трудно, пусть катамаран дозревает еще, пока я возюкаюсь с вертолетиком... Кстати о вертолетике - кроме посадки на воду за кормой катамарана и подъема лебедкой, в хорошую погоду и при изрядном умении можно садиться прямо на платформу промеж передних штагов, в ловушки для поплавков вертолета, а потом перемещать его руками в корму, налив воды в ловушки-желобы. Садился же Ка-10М на кузов грузовика ЗИС-151 и даже на катера с помощью двух матросов, которые ловили его за скобы на поплавках и ставили нежно на палубу.. Кроме того, ловушки-желобы очень похожи на катамаран из двух индейских пирог, на которые даже можно повесить моторы Yamaha-50 и отправиться за грузами или еще куда-нибудь, типа поваляться в горячем серном источнике бухты Кратерной на вулкане Ушишир..







Это тут так, для общего развития... Однако боюсь, что идея компьютер-парусного автопилота не сможет выжить в морском климате - датчики направления и силы ветра, датчики руля, многочисленные вертушки и лебедки надо такие стойкие к океанской непогоде... То же относится и к радиоуправлению исполнительными механизмами, но иначе мне просто не справиться.. Видимо, ручное управление пусть пока будет главным и надо умудриться сделать его легким, а радиоуправление "Futaba" - оставим пока в покое, но ненадолго.. Впрочем, коллега по цеху, Виктор Языков - считает, что конструкция яхты должна быть такой, чтобы идти в нужном направлении с закрепленным рулем, без протезов-автопилотов и без участия человека.. Из своего детства я помню, что мои парусные бриги с натянутыми втугую передними стакселями - следовали по ветру без проблем и я жутко гордился, они были как настоящие..

Доступность материалов для композитных конструкций, умение рассчитывать их на прочность и выносливость, оборудование для вакуумной инфузии, способ формообразования "Сэндвич-скульптура"- позволяют реализовать почти любые фантазии, отсюда стали возможны многие идеи:

- возникла идея не очень большой комфортной скорости движения и хорошей мореходности за счет применения больших управляемых крыльев и очень большой парусности, позволяющей двигаться на крыльях при скоростях от 6-8 узлов;

- идея полностью самостоятельных обитаемых поплавков с крыльями и подвесными моторами, позволяющая разбирать громоздкий катамаран для перевозки по ж.д. или узким рекам - по-прежнему считается хорошей;

- идея упругого отклонения мачт на борт под ветровой нагрузкой, не позволяющая ветру опрокинуть катамаран через борт - жизненно очень важная;

- идея развала поплавков и мачт внаружу для образования трапеции "платформа-мачты-мосты", которая на предельном отклонении мачт на борт превращается в жесткий треугольник и не может опрокинуть катамаран на борт и порвать пружинные растяжки-ванты - тоже весьма актуальна;

- гидродинамическая идея киля с неподвижными крыльями, обеспечивающая боковое сопротивление в водоизмещающем режиме движения, имеющая малое поперечное сечение, способствующее глиссированию и выходу на крылья на малых скоростях, дополнительное отыгрывание на волне и узкий внутренний проход по всей длине поплавка плюс возможность выкатывания на берег по надувным кранцам - не имеет аналогов и тоже хороша;

- платформа-сетка, натянутая между поплавками и подвешенная к множеству труб, удерживающих поплавки в упруго-подвижном положении относительно друг друга, позволяющая поплавкам упруго стелиться по волнам, исключающая характерные для жестких катамаранов огромные усилия в узлах крепления и имеющая кухню и брызгозащищенный пост управления плюс ловушки-желобы для взлет-посадки вертолета и две надувнушки типа "Нырок" - годится, особенно, если она аэродинамически как-нибудь эффективна и прикрывает свое содержимое от встречного ветра;

- выкатывание на берег по кранцам и подъем на крылья, подъем на крылья на мелководье, использование отлива для осмотра и очистки корпусов, защита корпусов липкой термопленкой - все эти меры борьбы с обрастанием корпусов очень необходимы в процессе эксплуатации;

- аэродинамически наиболее совершенное стаксельное вооружение на плоских обтекаемых, слегка бочкообразных мачтах и штагах позволяет легко и быстро справляться с постановкой и уборкой парусов. Окаймление стакселей обтекаемыми рейкАми позволяет применять натяг задней шкаторины стакселя и водило для управления сразу четырьмя стакселями. Прогиб жестких мачт, штагов и рейков поперек ветра, в сторону наименьшей жесткости, уменьшает натяг штагов и можно поставить пружины с ограничителями для натяга общей геометрии рангоута, а большие кливеры обеспечивают нулевую центровку работы полного парусного комплекта и балансируют центровку уменьшенных комплектов парусов - нормально и удобно. Кроме того, 8 стакселей из 12 и оба кливера имеют вектор тяги вперед-вверх и помогают крыльям поднимать катамаран - как-то даже неожиданно и приятно, а мачты, штаги и рейки тоже парусят как надо - мне это очен-нно нравится.. Наконец, если удастся придать стакселям и кливерам толщину без ухудшения других свойств - даже трудно представить, во что превратится этот катамаран, ибо эффективность парусов почти удвоится...;

- большие хвостообразные крылья дают возможность двигаться, как на четырех и даже как на двух опорах, копируя сглаженный профиль волны и обеспечивают комфортное судовождение на малых скоростях, что крайне важно для хорошей мореходности, а прямое управление передними крыльями с опережением с помощью 6 -12-метровых упругих сенсор-рук исключает втыкание поплавков в волну и опрокидывание через носы поплавков. Применение стреловидности и ножей против плавающих предметов, сетей и водорослей также очень необходимо, равно как и подъем крыльев выше уровня днища для выкатывания на берег. Мне кажется, что все крылья должны быть одинаковые и крепиться к стойкам (и днищу тоже) алюминиевыми болтами - чтобы было слабое место.. Щелевые трубки Пито стоек задних крыльев позволяют измерять текущую скорость манометром и подают забортную воду на хознужды (через небольшой ЦБ насосик для стоянки, он же генератор на ходу..) - замечательно;

- кухня на платформе потому, что бутан-пропан тяжелее воздуха и случайная незначительная утечка внутри поплавка вызовет накопление его, вонищу, удушье или взрыв. При горении газа и готовке выделяется много пара - вторая причина, а охлаждение холодильных ларей, кухонный стол и отходы за борт - третья.. И вообще - вкусно поесть на воздухе всегда в кайф, а в плохую погоду как-то не до еды, так - жевануть бы чего-нибудь слегка и запить чайком из термоса... Как помыть красивый фарфор забортной водой? А придумай.. Все большие, выделяющие водород аккумуляторы также размещены на платформе - подвешены к трубам, чтоб не путались под ногами. Как сделать кухню, сохранить продукты, энергетика и другой бытовой комфорт - отдельная сложная тема, причем каждый килограмм комфорта и роскоши дорого стоит и противоречит основным правилам жизни..;

- только что удумал - на сетку платформы можно бросить связанные стеклопластиковые решетки для образования зон с твердой, слегка пружинящей палубой и мостиков с поручнями для прохода. Весь периметр тоже должен иметь легкое и надежное ограждение высотой по грудь - 1.2 метра. Внутреннее устройство поплавков уже было описано ранее;

Вот теперь могу сказать, что я применил все доступные мне способы использования природных сил - ветра, солнца и моря для длинных переходов и просто жизни в океане. Попытки изменить конструкцию в трехточку типа "Hydroptere", или "Trifoiler", или "Fourfoiler", или "SixFoiler" не понравились мне, поскольку резко ухудшают функциональность и обитаемость, уже негде разместить вертолет, короче - это уже не фазенда, а какое-то хрен знат судно специального назначения, как и тримараны - яхты с присобаченными поплавками-аутригерами. А придуманные еще в 70-х годах в СССР и построенные в небольшом количестве братьями Эглайс жутко популярные тогда деревянные катамараны с обитаемыми поплавками - имеют нестареющие потребительские выгоды - просторная жилплощадь, дворик-платформа и огород-океан, к которым я добавил вертолет, много крыльев, много парусов и как можно больше безопасности. Типа плавающей двухкомнатной квартиры или домика в деревне, однако стоять на дорогущих платных стоянках или зимовать где-либо могу, конечно, но, б-ррр - не хочу, досмерти надоели и Сибирь, и Монголия, и Владивосток, и Санкт-Петербург.. Впрочем, осадка катамарана (30-70 см.) - позволяет, при желании и наличии топлива и лоций, подниматься по рекам довольно далеко вглубь материка. Аналогов для сравнения - еще пока нет...

Лирическое отступление - нормальные люди прилагают свои способности и возможности, чтобы достать денег разными способами и купить то, что очень хочется.. Придурки же выдумывают то, что им очень хочется и пашут, как Папа-Карла, чтобы это сделать, переделать и снова сделать. При этом еще тащатся и валяются от внутреннего восторга, не обращая внимание на то, как на них смотрят окружающие. А почихать.. - я тоже полный придурок, но мне так интереснее жить... Еще я замечу, что большое количество людей думают, рассчитывают и строят парусные суда, но не для себя, а на продажу и новые идеи там весьма редко встречаются - они рискованны.. А тут даже собственное самое нежное чувство - жадность может греть душу, ибо то, что ты делаешь собственными мозгами и руками всегда лучше и очень ценится тобою, чем сделанное кем-то или купленное через десяток посредников. Например карбюраторы "Keihin", которые я купил без системы запуска в холодное время, потому что я могу сделать ее лучше - и ведь сделал.. Ну представь себе, кто будет притирать для тебя золотник на алмазной пасте 5 микрон в солнечной Калифорнии, а? Когда даже дроссельная заслонка в одном из них была не закреплена. А тут несколько вечеров, очумелые ручки и готово.., а где бы взять еще одну жизнь, чтобы успеть сделать все остальное?



Теперь система холодного запуска может работать при серьезных морозах, почти плавно прогревая двигатель. При желании можно в кнопку вставить тросик, завязать узелок и провести в кокпит. Резиновые колечки на подачу топлива подошли от зажигалок, голь на выдумки хитра..



И вот он, ИКР = идеальный конечный результат... Функцию свою исполняет, от попадания грязи защищен и даже выглядит красиво, вверну на силиконе... Слева - подсос открыт, справа - закрыт..

Поскольку длительность этого процесса - остатка моей жизни - неопределенна, катамаран представляется для меня удачным способом совместить бродяжничество, изобретательность, солнце и морской климат, независимость, простую пищу в собственном приготовлении, постоянную физическую работу, отсутствие посторонних интересов и попыток манипуляции со стороны. Если сделать катамаран продуманно, хорошо и с тройным запасом прочности, чтобы он не требовал постоянного ремонта, как эти ржавые корыта с этими убогими двигателями, то при умелом обращении со стихией морской можно всю оставшуюся жизнь превратить в удовольствие от всего - погоды, природы, еды, голодухи, работы, охоты, рыбалки и много чего у них есть еще там.. Очень наглядный пример стойкости стеклопластиков в морском климате - наши спасательные боты и плоты, им уже по 30 лет, а они лишь выцвели и потеряли глянец в тропиках, Арктике и Антарктике. Второй поплавок может быть мастерской или для размещения пассажиров, тент в роли купальни в тропиках с акулами, огород и дивное молоко на Шикотане, дикороссы, рыбалка и подводная охота, морепродукты - ах, мечты, мечты, смешные фантазии, когда-нибудь я к этому все равно приду - хочу, хочу, хочу...

Разумеется, жизнь на пароходе совсем другая - все подчинено государственной чужой цели, интересы людей просто игнорируются, вечная война с проблемами дохлого оборудования и последствиями безобразного ремонта, слишком много людей на ограниченной территории и, как принято в этой стране, зарплата даже близко не соответствует затрачиваемым усилиям, нигде в мире моряки о такой даже не слыхали. Дешевый наемный труд от безысходности.. Однако, несмотря на все это, океан действует на меня гипнотически и я прекрасно чувствую себя в море, много, хорошо и не жадничая работаю руками и мозгами.. В этом рейсе буду на палубе скакать на скакалке в любую погоду, ибо современная медицина описывает состояние моего организма как "вариант нормы" - это заключила медкомиссия, на которую я поперся спустя 4 дня после 40-суточной голодухи... А по приходу меня поджидает Full Rigged Ship "MIR", представь себе - и это будет моя парусная практика, с опозданием на полстолетия...

SergeCorobkin = 5.10.2012

И опять в Антарктику...

SergeCorobkin = 12:12 12.12.2012

Киль, Kiel - вход в Кильский канал и нам латают дырку в первом танке, которую мы получили при неумелой швартовке. 360 тонн топлива перекачали в небольшую наливнушку, затем немцы быстренько отмыли танк и уже заделывают дыру. Если б на 20см ниже - вот была бы трагедия, тем паче завтра обещанный конец света... Однако конца света не случилось и так у них всегда..

Северное море - ветер 10 м/с, попутная волна 3 балла, туман, видимость 6 миль и катамаран мог бы двигаться с приличной скоростью 10 - 30 узлов, слегка покачиваясь на волнах... А мы тащимся со скоростью 5-9 узлов, пожирая 10 тонн топлива в сутки. Однако стоило пройти Бискайский залив и вылезти из 40-х широт, как выглянуло солнце и погода успокоилась, наступила весна. А завтра, наверное, встречный муссон поменяется на попутный пассат в попу и мы резво побежим на юг.. После Канар наступит лето и Новый год. Люблю я, блин, эту работу...

SergeCorobkin = 17-27.12.2012



Прекрасное зрелище - парусные яхты, выходящие на променад в Столовый залив из Кейптауна и через пару часов возвращающиеся обратно... Какие же они все-таки одинаково-разнообразные, как люди.. Ну и я - размечтался на солнышке, как бы я тут на своем фантастическом катамаране выруливал в сравнении с ними, реальными существами... Тетки местные пальцами тычут, хохочут - я им снизу кажусь монументом коричневым.. И кстати - примерно треть яхт имеет подвесные моторы для движения в порту, это довольно удобно и не нужен этот, вечно грязный, моторный отсек. На катамаране и 4 подвесных мотора иметь вполне можно.. Обрати внимание - вода зеленая, загаженная стоками...

SergeCorobkin = 24.01.2013



Ветер 18-20 м/сек, пена полосами - море 6 баллов, t=4 градуса, появились первые айсберги. По своей воле я сюда - ни за какие коврижки.. Пароход валяет - по 20 градусов на борт, но катамаран вполне мог бы двигаться на крыльях или почти на крыльях. Волна здесь - с трех направлений, полный хаос и иногда захлестывает иллюминатор, находящийся в токарке на высоте 5 метров от ватерлинии...



Б-бр-р-р..., а назавтра:



Шторм 7 баллов на южной 68-й широте... Пароход еле ползет на двух дизелях, пожирая 16 тонн в сутки, подпрыгивает и трясется, втыкаясь в волну. На катамаране пришлось бы удирать бакштагом по волне... Поскольку южные циклоны вертятся вправо, а ветер был с утра бейдевинд слева, а вечером в лоб, то завтра утром будет бейдевинд справа, значит центр циклона сейчас слева и он обгоняет нас. Давление сейчас 700мм.рт.ст., центр довольно далеко от нас, примерно 150 миль. Вывод - завтра к вечеру все утихнет. Проверим? Реально утихло чуть позже, ночью, а утром уже был полный фэн-шуй..

При ширине катамарана 16 метров (как у моего парохода) я не вижу повода для опасений, разве что при дрейфе в водоизмещающем режиме волны будут захлестывать сетку платформы и все, что есть там, на ней... Поэтому весьма желательно куда-нибудь двигаться, чтобы катамаран стоял повыше, чтобы крылья спрямляли волну, чтобы меньше болтало и корежило платформу, вот только куда? Ясно, что в сторону хорошей погоды, для чего и нужна наилучшая навигационная аппаратура, дабы по запарке не въехать в хрензнаткуда... Кстати по поводу названия - надо попытаться взять разрешение в миссии "The Flying Angel Centre" в Кейптауне на использование их названия для имени катамарана и вертолета...



Этот красавчик, 37 метра длиной, 21 метр шириной и 41 метр высотой имел интересно расположенный небольшой кокпит, примерно такой же хочу и я, но попроще.. Пост управления, затем кухня, кладовая продуктов, по бокам ловушки-желобы-пироги и позади стоянка вертолета.. Здесь так классно проработана аэродинамика кокпита, аж слюнки текут.. Представь примерно то же, но в 2 раза длиннее - а?



Но есть и вариант для размышлений - гибкая платформа и жилой отсек посреди нее, а узкие поплавки с крыльями необитаемы, лишь несут мачты, бушприты, паруса, швартовные устройства, запас воды, моторы и топливо. Разумеется, жилплощадь резко уменьшилась - все в одном, но насколько вся конструкция стала легче, проще и дешевле - есть о чем подумать.. Теперь опускаемые крылья будут иметь слишком большую площадь, что расширит мореходные возможности катамарана, и не потребуются дополнительные стационарные крылья, а узкие и длинные поплавки - логичное продолжение стоек крыльев. Однако для швартовки нужны защитные площадки, как у "Метеоров" - чтобы не бить крылья о причалы...



Надо покопаться, рассмотреть его получше, почитать (щелкни...) . Судьба его печальна - при ветре 70 узлов и волне 10 метров высотой левый поплавок поломался, увы, катамараны должны иметь не скорлупы, а цельные поплавки-монококки, гибкую платформу, мягкие узлы соединений и тройную прочность... Именно в этом суть гибкой платформы - она позволяет поплавкам играть на волне, а множество труб распределяют нагрузку более-менее равномерно, по принципу веника.. Придуманный мной способ формообразования, "Сэндвич-скульптура" в конечном итоге выдает монолит из множества ячеистых ферморамных шпангоутов, на которых находятся слоистые закладные детали, принимающие точечную нагрузку и распределяющие ее на несущие наружные и внутренние слои. Судьба этого прекрасного катамарана, увы.. - подтверждение моих инженерных идей. Виктор Языков делает яхты из сэндвичей, в которых внутри бальса, затем по 3 слоя каштанового шпона, а затем карбон. Очень хорошо, но есть слабое место - места склейки отдельных элементов.



Сейчас я живу в каюте 1.95 х 3.53 = 6.88 кв.м. - койка с рундуками, диванчик, стол с ящичками, под ним небольшой холодильник-ларь, раковина на шкапчике, зеркало с полочкой, две полки, большой (180х80х60см.) шкапчик для одежды. Вполне удобно, можно навесить еще несколько полок и поставить обычный холодильник, но мне не надо... А здесь видеоролик о том, как из стандартной советской Cabin наш боцман Геннадий Петрович сделал очень красивую и уютную норку (щелкни...) .

Если представить себе такой аскетичный вариант катамарана по сравнению с более комфортным, более семейным предшественником, то он уже не имеет жилых помещений наплаву, ниже ватерлинии, а кокпит на платформе поднят довольно высоко над водой и вполне может быть самостоятельным судном с подвесными моторами. Для обтекаемости кокпит должен быть как можно шире, длиннее и как можно ниже, для удобства обитания должен иметь проход в мой рост, а для мореходности - некоторое подобие морских обводов. Перемещение жилых помещений из воды в воздух резко уменьшает общее сопротивление движению и общий вес катамарана, но и увеличивает дрейф по ветру.

Кстати о крыльях - избыточно большая площадь крыльев должна поднимать катамаран на гладкой воде повыше, они стремятся к меньшему погружению, уменьшают свою подъемную силу, но где ты видел в океане гладкую воду? Отсюда вывод - при высоте короткой волны примерно 1 метр такие крылья уже начнут выскакивать из волны, будут более грубо огибать зыбь и резче реагировать на положение сенсор-рук. Будет сильнее трясти... Но это хорошо, потому как скорость выхода на крылья еще уменьшилась, а мореходность в целом - улучшилась. Посмотри еще раз ролик C-Fly, этот режим движения, вдоль волны - основной для крылатого катамарана, потому что он доворачивает вымпельные бакштаги в бейдевинды и это всегда надо учитывать при разработке маршрута.. И еще не все - при таких, узко-ножевидных поплавках возможны косые, под 45 градусов, крылья - как у "Trifoiler", которые могут раздвигаться в стороны при наезде на препятствие и с ножами на передней кромке.. Они могут поворачиваться вбок-вверх, катамаран может встать на них при отливе, но поднимать катамаран на мелководье или на берегу - увы, они неспособны.. Позже я проанализирую их тщательно в сравнении с Т-образными.

Кстати о платформе - 3-4 рядом расположенных трубы посреди платформы, на которые опираются мачты, определяют развал поплавков и положение кокпита. Они же сложно и статически неопределимо изгибаются (в шести мягких опорах каждая..) при скручивании платформы на волнах, удерживая геометрию платформы. Остальные трубы закреплены в трех опорах каждая, поддерживают прямоугольность платформы и лишь передают вес кокпита на поплавки. Тогда при пляске поплавков на волне кокпит будет всегда занимать промеж них среднее положение. Наверху, по диагоналям мостов, тоже следует иметь пружинные растяжки, увеличивающие упругость геометрии рангоута. Внутреннее пространство кокпита уже описано - узкий проход посредине, под уровнем сидений охлаждаемые рундуки-лари, над уровнем сидений шкапчики, диванчики, из которых мгновенно делается койка, кухня в линейку с газовой плиткой, столом, мойкой, окном выдачи наружу и так далее.. Японцы спят на циновках, америкосы на диванах, русские на нарах, евреи на чемоданах... Я могу спокойно спать в жестком кресле, просыпаясь каждый час для чего-нибудь, если надо, правда еще не пытался спать на люстре..

Все остальные идеи остаются в силе, вес изрядно уменьшился, ходовые качества еще улучшились, обязательно слегка выгнуть трубы платформы в арочные фермы, стянув их тросами из нержавейки через краспицы, теплый кокпит: 1,4х1.8х24 м - это пульт управления с лобовым и боковыми стеклами от "DodgeCaravan" и выходами на оба борта, затем кухня-мастерская, кладовка продуктов, спальня, санузел, кормовой выход к вертолету и на оба борта, транец с моторами - к аскезе мне не привыкать.. Кокпит с вертолетом и ловушки-пироги можно использовать как вполне самостоятельные суда с подвесными моторами, а оставшиеся в гордом одиночестве крылатые поплавки с парусами, моторами и гибкой платформой будут базовым скоростным вариантом без удобств. Сильные, до 3-х тонн, но медленные лебедки джипов могут спустить за борт и поднять не только вертолет, но и кокпит, и пироги.. Зачем? А в море всякое может случиться... Антарктические рейсы влияют на меня в лучшую сторону - реальность воплощения явно приблизилась...

Нельзя сказать, что этот вариант лучше или хуже - он слишком специфичен и ограничен рамками одиночества и малыми личными возможностями, но и не имеет уже ничего лишнего. Коммерческой ценности также нет, ибо нет достаточного количества клиентов - старых морских волков, а для развлекухи уже настроена масса катамаранов различной степени роскоши и дороговизны... Однако для одиночки он вполне просторен и постоянно жить на нем очень даже можно, можно также своих друзей пугать океанским экстримом на пару недель, чтобы легче переносили рутину и зацикленность обычной жизни. Чего лично мне будет очень нехватать? Небольшого заводика с современным оборудованием, придется научиться делать все чужими дорогими ненадежными руками, что я и отрабатываю на примере постройки движка для вертолетика. Мозги, руки, компьютер и интернет - вот главный ресурс, а остальное - привлекается по мере необходимости. Если вернуться и перечитать страницы этого сайта, то заметно, как медленно, упорно и упрямо я двигаюсь к своим целям. Для этого я его и придумал - самого себя похвалить, погладить..

И только что случилось невероятное - мы тут остановились половить кальмаров и москвич Леша дал мне зеленую светящуюся палочку. Я вспомнил бочечный узел, привязал ее на леску рядом с кальмарницей и потравил за борт, поглубже, ибо большие Бартрамы охотятся там, на глубине 40-70 метров. Выпустив примерно 20 метров, я ощутил резкий и очень сильный рывок и на этом рыбалка для меня закончилась... А леска диаметром 1мм, промежду прочим и руками ее не порвать, поэтому в следующий раз надо иметь кожаные перчатки, леску 2мм, светящиеся палочки и строенные кальмарницы, ибо люблю я вареных свежих кальмаров с перчиком... А назавтра опять Кейптаун, потом на север и я опять не успеваю сделать все, что задумал - коротковаты для меня эти рейсы.

Набегавшись по Кейптауну, налопавшись мороженого, удержав себя от платной любви шоколадок, насмотревшись на всякие яхты и катамараны - прихожу все к той же мысли: "Скопище людей и их устремления очень сильно мне надоели. Хочу одиночества и независимости." Кстати о парусных яхтах - всякий раз, когда я здесь появляюсь, я вижу одно и тоже - очень большое стадо простаивающих яхт и катамаранов и лишь очень мало их совершают вылазки на пару часов в залив. Романтические мечты и замыслы при покупке яхты разбиваются о суровую тягомотину бесконечной череды дней, в субботу хочется выспаться наконец, а в воскресенье семья с ультиматумом наперевес... Однако в двух местах марины каждый раз яхты меняются - путешественники все-таки есть, но их очень мало, что неудивительно, ибо хорошая яхта не по зубам среднему человеку с романтической натурой. Сейчас и мне не по зубам - даже построить своими руками..., но после того, как я построю кокпит вертолета довольно сложной формы, но не очень большого объема, я буду точно знать свои возможности для постройки катамарана.



И вот такая она на ходу (щелкни...)

Сравниваю Т-образные и Г-образные крылья..:

Т-образные крылья состоят из лопасти и стойки, соединенных алюминиевыми болтами, с передними кромками, оснащенными ножами и уходящими вназад под 45 градусов к потоку:

- плавно опускаются вниз и поднимаются вверх в колодцах поплавков полиспастами вручную или лебедками. Можно поднять катамаран на крылья на мелководье или на берегу или оставить стоять на крыльях при отливе, если убрать развал поплавков;

- требуются защитные швартовые площадки, чтобы не бить крылья о причалы;

- сенсор-рука закреплена в нижней, поворотной части стойки переднего крыла, для компенсации боковых сил требуются секторные подшипники;

- при ударе лопастью о плавающий предмет, крыло либо отражает его, либо обламывается по болтам, оставаясь на страховочном тросике. Затем тож самое происходит с задним крылом. При ударе стойкой катамаран подпрыгивает, отражая предмет вниз. Вероятность повреждения крыльев - довольно высока, а при посадке на мель крылья проволокут катамаран на гидродинамической подушке, оставив катамаран стоять монументом посреди мели. Придется опустить катамаран и ждать прилива, лишь бы не на камни..;

- поплавки должны иметь наклонные колодцы и полиспасты подъема и опускания крыльев, поднятые стойки довольно высоко торчат из поплавков, на стоянках крылья будут обрастать;

- в дрейфе крылья довольно жестко копируют волну и сильно скручивают платформу;

- развал поплавков требуется для более вертикального положения стоек подветренных крыльев, когда наветренные крылья выходят из воды;

- крыло работает на изгиб - как балка, а стойка - на сжатие с изгибом;

- поплавок 24х2х0.5м = 22куб.м. имеет наклонные под 45 градусов колодцы для стоек крыльев и внутреннюю полость с лючками для монтажа-демонтажа силиконтряпочной емкости для пресной воды, которая требует периодические промывки для удаления легионеллы и прочих животных.

......................................................................................................................

Г-образные крылья (как у Trifoiler) состоят из лопасти, плавно переходящей в стойку, с передней кромкой, оснащенной ножом и уходящей вназад под 45 градусов к потоку:

- всплывают вбок-вверх или утапливаются вбок-вниз на продольных осях под действием подъемной силы лопасти. Можно оставить катамаран стоять на крыльях при отливе, если подвязать крылья и не дать им всплыть под платформу;

- защита не требуется, крылья расположены с внутренней стороны поплавков и всплывают под платформу, где их можно подвязать в поднятом состоянии;

- сенсор-рука закреплена в средней, поворотной части стойки переднего крыла, на среднее крыло передается уменьшенный вдвое угол атаки, заднее крыло не регулируется, но может рулить, а боковые усилия компенсируются растяжками;

- при ударе о плавающий предмет крыло либо отражает его, либо отскакивает само и затем возвращается назад. Вероятность повреждения крыльев - довольно низкая, а при посадке на мель крылья проволокут катамаран на гидродинамической подушке и не смогут повернуться под платформу, оставив катамаран стоять монументом посреди мели. Придется ждать прилив, или иметь большой надувной баллон, чтобы подвернуть крылья и опустить катамаран на поплавки..;

- крылья крепятся на трубы платформы и не прикасаются к поплавкам, их положение определяют растяжки;

- в дрейфе крылья свободно болтаются, не влияя на геометрию платформы, если не закрепить их в нижнем положении - чтобы они упруго, как ласты, двигали катамаран вперед под действием зыби, управляемые сенсор-руками. Интересно, правда? Надо подумать... Также могут исполнять роль швертов, если закрепить их почти в верхнем положении и наконец, на стоянках они в воздухе и не обрастают морской липучей живностью;

- крыло-стойка работает на сжатие с изгибом - как Г-рама;

- поплавок 24х2х0.5м = 22куб.м. имеет внутреннюю полость с лючками в носовой части и в транце для монтажа-демонтажа силиконтряпочной емкости для пресной воды. Также на люке-транце крепится подвесной мотор, рядом пара канистр топлива и транцевая ниша закрывается трапом-решеткой из титановых трубок. Для удобства купания, посадки-высадки на лодки и вертолет, спуска с аквалангом и защиты моторов от шаловливых ручек..;

Из сравнения получается, что Г-образные крылья более выгодны - их можно навесить на трубы платформы по три крыла с каждого борта, им не нужна защита, полиспасты и колодцы, они более живучие и не очень сильно скручивают платформу. Они могут быть погружены более глубоко и тем еще улучшить мореходность, но давняя примерка их на обитаемые широкие поплавки не удалась, а здесь - получилось весьма недурно. Более того, сенсор-рука может управлять тремя крыльями в разной пропорции и их упругость в подвеске может смягчать тряску и двигать катамаран под действием зыби. Я думаю, что они перешли в раздел навесного оборудования и мне это нравится - катамаран сам по себе, крылья в дополнение...

Сейчас базовый катамаран состоит из узких высоких поплавков с гибкой платформой и швартовными устройствами. Ножевидные поплавки шириной 70-80 см, с очень длинными носами вместо бушпритов, выпукло-треугольного сечения по шпангоутам - под влиянием просмотра множества роликов движения самых доступных и дешевых катамаранов "Hobie 16".. Как ни крути, а точка приложения силы ветра в центре парусности - весьма высока и норовит опрокинуть катамаран через носы поплавков, поэтому следует иметь дополнительную плавучесть в носах, режуще-выталкивающую силу.. Несколько необычно и веревок всяких поменьше. На транцы навешиваются подвесные моторы "Yamaha F50" на рельсах и закрываются трапиками, на трубы-арки платформы подвешиваются крылья, устанавливаются мачты, растяжки, мосты, бушприты, парусное вооружение, аккумуляторы, водружается кокпит с вертолетом и пирогами-ловушками (тележкой-ловушкой), еще пара надувнушек и шестикрылый катамаран для одинокого морского волка собран. Для швартовки и выкатывания необходимы цилиндрические кранцы, которые можно завести в любое место на килях, дабы не повредить их. Нарисовать мне его, увы, пока некогда, однако мысленно я вижу все в мельчайших подробностях, а тут еще и эксперименты с гирогенератором, приводимым от вечной зыби Мирового океана завершились полным успехом - еще один вариант энергообеспечения в океане... А еще я посмотрел, как в Сибири испытывают парусный ветрогенегатор - сделали колесо из 8 стакселей и асинхронного двигателя. Весьма поучительно и мне подумалось, что шкоты парусов недурно бы делать типа резиновыми, чтобы они сами реагировали на порывы ветра, а чулки-чехлы стакселей на застежках-молниях..



Ну не вижу я ничего странного в этой схеме. Подразумевается, что за парусами не виден кокпит посреди платформы. Длина уже около 32-х метров, площадь платформы-сетки стала еще больше, 30 х 16 = 480 кв.м., появилась возможность ставить еще 2 кливера, общая площадь парусов примерно 1700 кв. м. Осадка 8-тонного катамарана всего лишь 70 см. на этих поплавках, а я мечтаю сделать его еще легче.. Надо подумать - может для подъема вертолета (и лодок..) с воды из-за кормы платформы и переноса его с носовой части платформы использовать стрелу типа П-рамы? Как вариант, можно рассмотреть крепление сенсор-рук на конце носов-бушпритов и тросы на первые крылья..



Spirit of Antiqua там, далеко..



ENZA, он же Spirit of Antiqua, ему вот-вот будет 30 лет - теперь в аренде у русских..

Немного порассуждаю - ножевидные поплавки объемом по 27 кубов хороши сами по себе, но несмотря на грузовой дифферент на корму и длинные носы-бушприты, они все равно будут склонны к втыканию в волну, потому как тяговое усилие парусов приложено высоко и создает опрокидываюший момент. Все большие катамараны прошли через это... Следовательно, при движении на поплавках желательно применять большие кливеры и генуи, потому что они тянут носы вверх и надо стремиться всячески утяжелить корму. Например, запас воды в поплавках перекачать в кормовые отсеки. Зато нет жутко неприятных ударов о воду, как при использовании глиссирующих обводов, поэтому идея "SixFoiler" не рассматривается и предыдущие красавцы, обитаемые поплавки, отодвинуты, забыты мною.. Но пружинящие регулируемые крылья, разумеется, вне конкуренции, вполне могут использоваться как помощники при движении на поплавках и гарантируют даже использование килевой раскачки для движения вперед, поэтому надо просто привыкнуть к мысли, что поплавки и моторы - это для портов и стоянок, а все другие пути всегда на крыльях, потому как это не обязательно быстрее, но зато уж точно безопаснее, ибо в дело вступают сенсор-руки и задирают крылья с довольно большим опережением, упреждая возможность опрокидывания через носы поплавков. А опрокидывание через борт невозможно из-за упругого отклонения мачт под ветровой нагрузкой.

SergeCorobkin = 17:42 10.04.2013

Рядом с нами, в доке, стоит парусная барка "Седов" («Magdalene Vinnen II») . Ей уже 92 года, а она вот вернулась из 14-месячной кругосветки через мыс Горн. Это классика, вершина парусного мастерства прошлого... Я ее нафотографирую из уважения и любопытства, как пример - хорошо и правильно сделанные нужные вещи живут очень долго..



Море 5 баллов, барка идет бейдевиндом под стакселями и, наверное, бизанью.. При таком ветре только так и возможно. Сразу хочется вякнуть - паруса запросто можно сматывать крутилками внутрь рей (они пустотелые..) без лазания мальчишек по реям, но!! - а для чего тогда парусник?



И тишина.. Хорошо видно, что стоячий такелаж мачт ослабел и требует подтяжки - мачты изогнулись вперед без нагрузки..



Первый раз вижу адмиралтейские якоря в деле, а выбирают их шпилем вручную, по 6 человек..



Обводы корпуса хочется назвать идеальными..



И красивыми..



Бортовые кили против раскачки и для бокового сопротивления дрейфу по ветру..



Я ожидал увидеть сплошные заплаты, но корпус в прекрасном состоянии... Железо Круппа - за 5 лет корпус ржавеет на 0.1мм., железо Советико - за 5 лет ржавеет на 4 мм... Обшивка толстенькая - примерно 15-18 мм..



В сравнении с современными судами, винторулевое устройство странно-маленькое, но дизель "Вяртсиля" в 2180л.с. обеспечивает ход в 10 узлов, что никак не хуже современных наворотов, а под парусами ход 18 узлов соответствует примерно 8000 л.с., экономия - 19-20 тонн соляры в сутки, на это кругосветное путешествие нашему пароходу потребовалось бы примерно 4500 тонн соляры, а ведь у них 7500 тонн водоизмещение против наших 5500.. Гребной вал и в этот раз не вынимали, родной руль, фантастика, нет нужды - все работает..

Лирическое отступление по поводу правильности и нужности вещей. Наши идеи так или иначе, быстрее или медленнее - склонны к реализации. Легкие в реализации идеи, типа "пойти купить.." или "накопить и купить.." - неинтересны, скоротечны, а в результате очень быстро накапливаются груды всякого шмутья, как чемодан без ручки - тащить тяжело, выкинуть жалко.. Примерно также обстоит дело с планированием, у меня есть дружок, который планирует и просчитывает состояние себя-миллионера уже не помню сколько лет.. Вернемся к барке «Magdalene Vinnen II». Построенная как сухогруз, проданная затем и переделанная в учебное судно - она перешла в новое стратегическое качество, стала романтичной, очень красивой и амбициозной кинозвездой, стала воплощением морских традиций, чему весьма способствует ее правильная и крепкая конструкция. Особенно интересно сравнить ее со сроком службы современных судов - 25 лет и все.. Говорят, что родные на ней остались только клепаный корпус, водонепронецаемые переборки и рангоут, вникни только - менялись веревки, дощечки, дизели, занавесочки, чашки-ложки-подушки, а все главное на месте.. Навроде трансформера.. Вот я и думаю, как сделать катамаран и себя так, чтобы мы с ним еще 100 лет примерно выделывались бы в океане? Наконец, намечтавшись с удовольствием о светлом будущем, я оставляю грандиозный замысел до лучших времен...

SergeCorobkin = 10.09.2013