| А тут явился 2017 год и..
естественно, постоянные размышления о мостах привели меня и к военным мостам "БАРС" с шириной колеи 1600мм., бортовыми редукторами, передаточным числом 25 : 9 х 31 : 16 = 5.38, бОльшей прочностью и надежностью, нежели у Спайсера и чуть, на 60мм., бОльшим клиренсом. Дотошно рассмотрев его конструкцию я понял - это он, долгожданный компромисс между большими булками, передаточными числами трансмиссии и расположением рессор и агрегатов ISUZU.. Ну и без недостатков никуда, явных аж 5 - из-за бортового редуктора увеличился радиус поворота кулаков и нагрузка на шкворни, нет гребенок ABS, хреноватые барабанные тормоза, нет блокировок и цена 98-105тр. за штучку - т.е. надо повыеживаться, чтобы все это привести к почти совершенству, например Красиков для них делает блокировки, ступицы Спайсер с гребенками ABS увеличат колею и позволят поставить дисковые тормоза Соболь диаметром 300мм., Ваксойл делает для них адаптеры под сферические шкворни Спайсер, красивые усиленные ШОПКи Ваксойл с кастером 8 и 0 градусов я уже купил.. и тогда они прекрасно впишутся в мою затею с булками M-TRIM, еще улучшится проползаемость и можно уже не бояться так уж очень сильно за них, однако грузить больше, чем до 3.5 тонны полной массы - ни в коем случае, поскольку Спайсеры под УАЗ Карго могут быть нагружены до 3050кг., а "БАРС"ы чуть больше.. Конечно, я не буду сопровождать танковые колонны, для чего они предназначались в свое время, однако я хорошо помню, как пытался на УАЗ-Батоне выдернуть Гелендваген, севший в колее на передний мост. Ему не хватило всего-то двух сантиметров клиренса и пришлось ехать за трактором..
Вот в чем кайф - маленький редуктор прекрасно влезет под ISUZU, кронштейн рулевого гидроцилиндра встанет в конусную дырку на подрессорной площадке, рессоры пристроятся хорошо, особенно правая передняя - как раз на чулок редуктора, пневмоподвеска встанет на рессоры, клиренс на булках M-TRIM будет примерно 340-360мм. (ого-го..) и никаких проставок не надо, он прочнее, но легче Спайсера (157кг. против 201кг.) - остальное приложим трудом непосильным - все надо перебрать, дабы потом не удивляться.., заодно вставить блокировки Красикова вместо дифференциалов, ступицы 3163 вместо военных, дисковые тормоза вместо барабанов и что-то подумать о кастерах. А здесь видео - как он ползает по всякой грязюке: (это интересно...) , правда у меня машинка будет потяжелее - до 3.5 тонны против его 2.5 тонны и подлиннее, но что-то типа такого борзого поведения ожидается. Во всяком случае можно почихать на любую непогоду, смело съезжать с асфальта и двигаться куда-нибудь за пределы... в пределах разумного, не ленясь влезть в ботфорты и проверить ногами подозрительное болото, прежде чем втюхаться в него по уши - ибо чем круче джип, тем дальше топать за трактором..
Здесь видно, что конструкторы постарались придвинуть колесо к шкворням, сместив борт ступицы (интересно, почему не захотели на чулки поставить редукторы, а к ним присоединить ШОПКи и поворотные кулаки?), поэтому установка ступиц Спайсер с гребенкой ABS расширяет колею именно так, как мне надо (еще и колеса M-TRIM имеют вылет минус 12 мм..) - и позволяет установить тормозные диски Соболь 2217 диаметром 300мм., на 6мм. больше, чем у Спайсеров - это имеет значение.. Куплю крышку бортового редуктора, цапфу, суппорты, сделаю модель дисковых тормозов для мостов "БАРС", нарисую на картонке проект планшайбы, прикину, как сделать проще и сделаю чертеж. И неплохо бы тарельчатыми пружинами создать небольшой напряг на подшипниках ступицы, да и муфта-трещетка тоже просит, чтобы сделал кто-нибудь наконец маховичок-ключ для руки сквозь этот колпак, и
и, 7 генваря 2019 - вот как два пальца об асфальт:
Здесь колпаки вкручены на клей Локтайт 577, а через уплотнение могут двигаться спецключи и включать-выключать муфты-трещетки. Под давлением воздуха 0.25 - 1.0 кг/кв.см эти спецключи норовят вылезти внаружу, но бортик не пускает... А справа вечная суперточилка из карбида вольфрама на угол заточки 25 и 50 градусов.
Воздух на подкачку булок можно подать от своего редуктора слева-сверху, где стрелка и "А" в шар ШОПКи, может придется просверлить отверстие в обход упорной шайбы 25, затем чуть выше закрытого подшипника 10 просверлить отверстие в редуктор, затем воздух через подшипник редуктора пройдет в цапфу и через трубочку пройдет в борт ступицы, который у ступиц Спайсера находится как раз между подшипниками. Совмещать все полости в одну нельзя, потому что долгая пробуксовка с хорошим креном, когда все масло перельется набок - чревата... Во все полости я залью трансмиссионку Renolin 213 VG320, разбавив ее Reniso Triton SE-55 в смеси с эмульсией ПФПЭКК через воздушный вход в кулак и до перелива из шланга ступицы в нижнем положении, а потом наклоню мост и выдую лишнее воздухом. Кстати, просматривая ролики Василия Харчишина, я услышал его предположения о том, что следовало бы заливать немного нигрола (великая знаменитая и жутко вонючая советская смазка на все случаи жизни, в морозы превращалась в камень..) в кулаки - износ ШРУСов уменьшится и он был очень даже прав... Вдруг обнаружилось, что ИП Пьянова "Автогур 73" продает резиновые и полиуретановые пыльники на ШОПКи, причем офигенской конструкции (покруче, чем на ISUZU 4WD..) - герметизирующие весь кулак:
а здесь видно, что на БАРСы придется в стык делать вставку из 10мм. резины и аккуратно напяливать пыльник сначала на шпильки, начиная сверху, чтобы равномерно растянуть, а уж потом шпильки заменить болтиками или навернуть гайки на силиконе. Этот снимок подсказал мне - военные мосты изрядно покрепче Спайсеров и это радует.. Воздух на подкачку колес надо подавать сверху в вертикальное сверление в этом флянце, манжета не позволит ему пройти в мост. От воды в воздухе надо избавляться до попадания ее в кулаки, но и здесь неплохо бы придумать что-нибудь для индикации и слива с нижнего шкворня, а потом оказалось, что Серега Пьянов и об этом позаботился:
Тавотниц не будет, а будет место, где вода сможет потихоньку скапливаться, ожидая - когда ж я ее солью.. и денег на это ни разу не жалко. С колесных редукторов воду тоже можно слить через нижние пробки, а на ступицах надо что-то придумать..
Я тут же купил полиуретановые полупрозрачные пыльники, с целью видеть, сколько там масла булькает и не исключено, что еще и резиновые куплю в запас - уж очень важно это для живучести моста, да и когда их еще будут выпускать, это ж каприз Пьянова.. Вероятно, кольца прижимные я использую все - цельные родные и из набора тоже..
Ну вот - купил-таки 4 резиновых пыльника-одиночки в запас
и дорогущие шкворни на двойных подшипниках качения:
Вот теперь я доволен, ибо как в металлообрабатывающих станках - нагрузки разнесены, длина шкворня увеличилась почти на 50мм. и это не конусные ролики, соответственно надежно, вес машины на нижних упорных роликах грузоподъемностью по 7 тонн каждый и главное - я имею хорошие пыльники, заполненные маслом, чтобы абразивная грязь с водой не попала. Нижние шкворни вообще будут купаться в масле, а конденсат из воздуха протечет через подшипники вниз, в сливные пробки. Верхние шкворни иногда шприцевать не помешает... Съемник шкворней тоже пригодится.
И два таких комплекта, чтобы воздух из мостов, раздатки и коробки передач отвести куда-нибудь наверх, а воздух от редуктора подкачки колес привести к флянцам ШОПКов, откуда он проберется через кулак, бортовой редуктор, цапфу, ступицу и шланг с краниками в шину.
С дисковыми тормозами головоломка получилась еще та, но ребята в YouTube доходчиво и занимательно рассказали и показали что к чему, спасибо им.. Мож себе купить камеру, да снимать полезные кому-нибудь ролики, раз уж сам я активно просвещаюсь там? Скомбинировав их полезный опыт, я сделал вывод - надо применить суппорты ВАЗ 2112-3501155 - Trialli, потому что получается минимум насилия над суппортами и редукторами "Барсов" - они установятся хорошо, чуть подточить кое где.. Толщина дисков Соболь 21мм - свободно влазят в эти суппорты, даже 1мм. в запасе, однако на ступицу УАЗ надо растачивать отверстие диска от 100мм. до 110мм., но это для меня не проблема. На колесо по 2 суппорта, итого 8 суппортов (площадь их поршней в сумме = 144.8 кв.см. что больше, чем у Газелей, Соболей, УАЗ Карго и прочих одноклассников до 3.5 тонн, поэтому одинаковый тормозной эффект будет при меньшем давлении в системе..) - потому что надо соответствовать довольно тяжелой машинке, а нагрузку на перед-зад я уж постараюсь сделать одинаковую. Разумеется, вырежу сам четыре планшайбы под 2 суппорта каждый с креплением датчика ABS и подумаю, как улучшить охлаждение тормозного диска, надо ж как-то удалять горячий воздух из глубокой ниши колеса M-TRIM.. Почему Trialli? Ну хочется получше сделать.. Когда же я привез суппорты и колодки Trialli, то подивился китайскому качеству изготовления и пустячок приятный оказался - провода индикации предельного износа колодок на каждый суппорт, весьма дельная вещь. Потом, вместе с пневмосистемой, сделаю проводку и мнемосхему индикаторов предельного износа колодок..
Вставив колодки и одев суппорты на диск Соболя с картоночками по 0.5мм. для зазора, я убедился, что крышка редуктора свободно ложится своим флянцем толщиной 7.5мм. на выступы попок цилиндров и при этом зазор между редуктором и опорами скоб суппортов составляет 1мм., там сейчас лежит макет планшайбы. При толщине планшайбы 6мм. получается, что крышка редуктора поднимется над попками цилиндров еще на 5мм. Если сделать вырез на флянце крышки, как обозначено маркером, то попки могут подвинуться на 5+7.5=12.5мм. до упора во флянец кулака, а это недопустимо, ибо силища там страшная - ведь это гидравлический пресс по сути своей.. Полный износ колодок до железа = 12мм. да еще надо учесть предельный износ диска на 1.5мм., тогда 12+1.5=13.5мм - это максимум движения попки цилиндра в сторону кулака. Отсюда следует, что надо еще красиво вырезать флянец кулака, который именно в этих местах очень тонкий, чтобы полностью исключить прикосновение попок цилиндров к кулаку, ну и всегда следует менять колодки по сигналу на мнемосхеме индикаторов предельного износа колодок, которые я настрою на 2мм. до железа. И все болты на силикон!! - сосед мой замучался сёдни с ними на своем "Логане" - решил колодки поменять, а болты приржавели намертво и немудрено, ибо зимой дороги поливают всякой гадостью похлеще морской воды...
Выступ на картонном макете планшайбы предназначен для крепления датчика ABS, теплового экрана и разъема проводов датчиков износа колодок и также видно, что вход воздуха охлаждения в диск с этой и противоположной стороны достаточно хорош и загромождать его всякими щитками не стоит, наоборот - надо еще направить в колесную нишу скоростной напор, а что в грязной среде колодки быстрее изнашиваются, ну и хрен с ними, это не сопоставимо с эффективностью работы хорошо охлаждаемых тормозов. Опять же грязюка должна быстренько покинуть тормоза, не задерживаемая ничем и промыться легко в ближайшей луже..
Вот такая получилась планшайба толщиной 5.5мм. с хвостиком для крепления датчика ABS и разъема индикаторов предельного износа колодок. Редуктор, планшайба и цапфа центруются одним подшипником диаметром 100мм., а еще в цапфе есть место для кольца-проставки (толщиной: 7.2 - 5.5 = 1.7,, 4 - 1.7 = 2.3мм.), чтобы поджать подшипник. Большие уши для крепления суппортов подразумевают применение тормозных дисков диаметром аж до 328 мм. с целью увеличения эффективности их работы. Если в следующем рейсе я сделаю их и площадки под рессоры, то у меня будет все для модернизации мостов "БАРС" - блокировки Красикова, дисковые тормоза Соболь диаметром 300мм., сдвоенные суппорты 2112, офигенские шкворни, не менее офигенские пыльники, рулевые гидроцилиндры ГАЗ-66, пневмосистемы вентиляции мостов и подкачки колес, пневмоподушки AirRide и даже слив воды из кулаков, колесных редукторов и ступиц. Теперь я угомонился - живучесть мостов будет довольно огромной..
Что касается ступицы Спайсер 3163, то подкорректировав чертеж по реальным размерам, получил 2 варианта - под манжеты 65х85х10 с проставкой 2мм. и "военным" кольцом диаметром 65 х 10мм. или под манжеты 60х85х10 с "гражданским" кольцом 60 х 13мм. и без проставки. Словом, запас на смещение ступицы с тормозным диском и суппортами предусмотрен и, благодаря тормозным дискам Соболь, все получилось замечательно.. Кстати, колея со ступицами Спайсер увеличилась на 117мм. и теперь ширина по булкам = 2167мм. - очень мне это понравилось, гармонирует..
Еще поглазев на плакат выше, я понял, для чего в ступицах УАЗ есть дырка, в которой я разместил штуцер - когда манжета ступицы начнет пропускать смазку, то эта дырка выведет ее мимо тормозных колодок внаружу тормозного барабана и грязь обделает диск колеса. Это актуально и для дисковых тормозов, однако современные красивые диски не имеют этих дырок для индикации состояния ступиц, потому что гребенки ABS стоят вместо грязевых кожухов. У меня ж при протечке через манжету ступицы сразу начнется утечка воздуха и частое включение компрессора сообщит о возникшей проблеме. Мне кажется, что стоит все-таки подрезать, подвальцевать и пристроить грязевик на цапфе с "лишней" дыркой внизу, ибо полезная вещь - при протечке из ступицы вмиг обкакает редуктор и колесный диск, сразу станет ясно что и где надо снимать, вскрывать и делать, не дожидаясь аварии.. А еще появится правило - перед подключением колес к пневмосети подкачки следует выдуть лишнее масло из ступиц в нижнем положении штуцеров подкачки, чтобы не загрязнять шины. В видеороликах я с ужасом наблюдал в каком жутко запущенном, но рабочем состоянии находились эти мосты и редукторы, как их ремонтируют и регулируют - и влюбился в них, как в женщин никогда не влюблялся.. Когда же первый "БАРС" угнездился под забором и я еще повалялся под машиной, прикидывая, как оно все тут будет устроено, то понял - получится очень хорошо...
Обнюхав его со всех сторон, сняв барабаны и покрутимши, прочувствовал зазоры и работу шестеренок...- да, все туговато, но гладко и без заеданий. Хорошая железячка, покрепче Спайсеров, на вид примерно такая же, как мост ISUZU ELF 4WD, была единственная в СПб, завод их не делает уже. Второй "БАРС" приехал из Ульяновска, весь черно-блестящий и неизвестно, кто и как его собрал, но крутится он слишком легко и требует регулировки. А на дворе солнце и валяясь на платформе, я обратил внимание - как-то редуктор у них стоит криво... Тогда быстренько поставил мосты на бруски болтами нижних шкворней, чтобы оси шкворней встали практически вертикально, положил на тот же брусок барабаны, чтобы получить горизонт и зафотал:
А-аа, ё-моё, очередное открытие - относительно оси приводного вала, что довольно точно обозначает ребро корпуса редуктора (а эта ось должна быть параллельна оси раздатки, коробки передач и оси коленвала двигателя, если мы применяем карданы, а не шарниры Бирфильда..) горизонт показывает почти реальный кастер и наши шкворни стоят под ого-го каким углом!! Замеряем - 13 градусов!, как на Газ-66 - это ж была мания вояк СССР, ну-у, тогда получается, что у меня будет кастер передних колес +12 градусов, а кастер задних колес минус 13 градусов. Как у велосипеда, ну очень неожиданно.., вот бы всегда знать - где упасть, где найти и где потерять.., как же они теперь поместятся в колесные ниши? (Проверил - нормально..) Теперь я понимаю, почему на военных мостах расход топлива больше - железное правило параллельности осей при использовании карданов, увы, не соблюдено, карданы создавали угловую вибрацию резины с двойной частотой своего вращения, нагревали ее попусту, ускоряли износ корда. Заметь - мост валялся в магазине не меньше как лет 10, поржавел, бедолага.. Надо купить 2 ремкомплекта манжет и подшипников - ведь буду перебирать...
Спереди-то ладно, как у Мерса, а вот сзади как-то неожиданно.. А если не нарушать полную зеркальность трансмиссии, то предпочтительнее ездить на переднем приводе, тогда такой (- 13 градусов) кастер задних колес будет на пользу подруливанию. Нет, сейчас я не буду суетиться, а потом, когда на льду покручусь (ведь на льду малейшее проскальзывание одних колес относительно других провоцирует скольжение) - вот тогда и решу, что делать, может это окажется офигенски ценным качеством машины.. И тогда штатные ШОПКи "БАРС"ов я пересверлю на правильные кастеры (спереди +8, а сзади +0 градусов..) приварю полусферы и отдам кому-нибудь круто захромировать их.. А что касательно карданов - надо делать 2 переходника с мостов "БАРС" на карданы ГАЗ-66 и переходник с кардана-коротышки ГАЗ-66 на коробку ISUZU..
Теоретически можно в светлом будущем повыпендриваться - купить два узких задних военных моста от УАЗ и к редукторам присоединить ШОПКи, кулаки, ступицы Спайсер 3163 с дисковыми тормозами и датчиками ABS, решив проблему присоединения ШРУСа к ведомой шестерне редуктора на точных шлицах, чтобы уменьшить радиус поворота кулаков и получить широкий крепкий мост.. Как же все-таки сложны хорошие вездеходы по сравнению с вертолетом! Если б не жажда иметь домик для путешествий с возможностью постоянной и автономной жизни в нем - я б никогда не занялся этим сумасшествием..
Тем временем подзаборный натюрморт ширится и и наполняется новым содержанием - согревает сердце старого морского бродяги.. Замечу, что довольно точно я отобразил эти булки в AutoCad - сам себе удивляюсь.. Совсем скоро появятся дисковые тормоза, пневмоподвеска и новые размышления, а пока делаем шаблоны и готовимся строить сарай. Надо бы внешний облик дорисовать наконец.. И шарниры такие купить - ну очень хороши, чтобы нижний обвес на них крепился.
В жилой комнате булки M-TRIM подавляют мебель своей мощью и выразительностью, а на балконе вызывают любопытство прохожих..
Интересно, сколько сил придется потратить на узаконивание этого кемпера?
И моя любимая Paula Fernandes de Sousa здесь, (щелкни и прибалдей..)
|