А вот и 2019 нагрянул..

В Антарктиде думается хорошо и принудил я себя, любимого, доделать наконец бесконечно откладываемый проект кемпера:



Здесь учтены решения, описанные ранее и добавлен люк в верхней части перехода в кабину, позволяющий использовать объем обтекателя для доступа к выводам солнечных батарей и хранения легких шмуток. Экстерьер неинтересен - типичный грузовичок с термофургоном, только козырек слит с обтекателем, а не прикручен кое-как, да еще труба с подножками для примятия кустов.. Арочные булки M-TRIM на литых дисках с турачками здесь абсолютно на месте и выглядят очень хорошо даже на минимальном клиренсе, а на родных мелких колесиках будет как чмо убогое.. Открыв кабину, ставим правую ступню в турачку, затем левую на подножку и садимся - совсем не трудно.. Штатное крепление строп-лентами выносим внаружу бортов и делаем для них крепкие скобы или усиленные отверстия.

Кстати, топая по своему ежевечернему маршруту длиной 6 км., я подумал - а как могли бы турачки природниться к алюминиевым дискам Suzuki Jimny, которых у меня на пути аж 3 штуки выставлено? Дык никак, нужны тонкие стальные диски и тогда турачки легко встанут на колесные шпильки поверх диска, при таком креплении диаметр турачки будет примерно 170 мм., колесные шпильки и гайки окажутся внутри турачки, а под краник подкачки колес надо будет вырезать дырку.. А еще на днях я увидел у нас в Юкках пятнистую Ниву с хорошо сделанными моими турачками на всех колесах - народ не спит, хорошие идеи подсматривает и применяет сходу, а мне и не жалко вот ни разу..



Гаишники задолбают меня своим шкурным вниманием в страстных попытках найти несогласованные изменения в конструкции автомобиля и развести на деньги.. Очень необходимы защитные щитки под машиной, чтобы агрессивная грязища пролетала мимо.. Правительство внесло поправки в проект закона об изменениях в конструкции автомобилей и по приходу в СПб я старательно изучу сей документ. Просмотрев все, что попалось - я понял, что очень хочется выразиться матерно, но потом, потом..

Пенопластовый сарай выдержал очень снежную зиму благодаря подпоркам, которые я установил, побоявшись именно этого - обильного снега и льда.. Первое, чем я занялся - шлифовка стен и потолка внутри, а это было жутко трудно и вредно, потому что тонкая и очень легкая пенопластовая пыль проникала в нос, легкие, глаза и царапая, раздражала их. Накашлялся и намучался.. Шлифовать крышу снаружи было нетрудно и не очень долго.



А потом началась обмотка.. Извести Два Километра!! стеклоленты на обмотку ломтиков-шпангоутов кемпера и вырезать из тряпочного текстолита, а потом приклеить и примотать более 350 закладных деталей оказалось весьма непростой задачей и все лето 2019 я этим занимался.. Сначала получалось плохо, но затем пришло некоторое умение и сноровка и в конце этой эпопеи стало получаться совсем красиво. Спрашивается - а нафига эта обмотка? Отвечаю, что это необходимо для образования очень прочной сотовой конструкции кокпита, для надежного крепления закладух, а также для крепления 10 слоев стеклоткани наружной и 10 слоев стеклоткани внутренней оболочки кокпита кемпера, ведь пенопласт очень слабый материал и на нем ничего не закрепить толком.. Закладухи из тряпочного текстолита толщиной 3 мм. будут прекрасно держать саморезы и все, что они притянули через несущую оболочку толщиной 2.5 мм., плюс часть нагрузки будет передана на вторую несущую оболочку.



А вот так, с помощью всем известного свойства равенства диагоналей, я правил геометрию кокпита и фиксировап ее впрыском пены меж ломтиков-шпангоутов.. Хорошо видны закладухи для крепления 4-х верхних профилей, боковых профилей под окнами и внутренних стекол окон. Наружные коричневые стекла будут крепиться антивандально, на заклепки..



Замечу я Вам, что без некоторой территории, под солнцем и грязным дождем, с порывистыми сильными ветрами - это не работа, а хрен знат что.. Дело шло бы гораздо лучше и быстрее, если б была какая-нибудь теплица, чтобы можно было накопить и разложить материалы и инструмент, чтобы было некоторое удобство и освещение..

Если я когда-нибудь займусь катамараном, то начинать надо будет именно с этого - устройства примитивного рабочего места в виде двух теплиц из поликарбоната с точными бетонными стапелями-лентами, на которых будут собираться ломтики-шпангоуты. Теплицы потом можно будет использовать для выращивания всякой хрени.. Кстати о шпильках - если бы я купил вдвое больше шпилек, то работать было б легче, ибо увеличение их количества увеличивает точность сборки и разумно размещать их через 30-50см. Кстати о вырезании шпангоутов фехралевой проволокой - если помещать пенопластовую двухслойную заготовку между двух одинаковых текстолитовых шаблонов, то можно очень точно резать пенопласт вилкой с проволокой и довольно большая часть корпуса катамарана (около 80%) не потребует шлифовки, их можно сразу обматывать стеклолентой и собирать в блоки на длину шпильки (2-3 метра.), которые потом соединять друг с другом муфтами через соединительный шпангоут.

Странные истории иногда случаются со мной... Вот и намедни, 8 августа, решил я пойти встать в очередь на Suzuki Jimny 2019, чтобы летом следующего года купить его, поскольку очень по душе мне этот миниГелик и я давно поджидал машинку такого типа:



Роль этой машинки - юркая жопатонна, для разъездов везде и всюду в любую погоду, поскольку кемпер ISUZU будет подолгу стоять в труднодоступных местах, обросший разной инфраструктурой - рабочий стол, тент, душ, кухня, грядки и прочее... Поехать вот просто так за хлебом - проблематично, надо все разоружать и сворачивать. А эта машинка, почти квадрик, только с крышей и даже можно поспать удобно вдвоем - ползает очень задорно, примерно вот так: (прикольно, правда?) .

Ну так вот, вылез я из метро, а там ливень.. прошел я метров 300 под зонтиком и подумал, что нафиг надо, будет завтра и повернул назад. А на следующий день была прекрасная погода, я не спеша прошелся до Аларм Моторс, определил вход на Suzuki и внутри на лету был подхвачен опытным продавцом, который с полувзляда определил потенциального клиента.. Оказалось, что за 5 минут до моего прихода женщина отказалась от покупки машины и в ее заявлении, на которое я взглянул, была причина - не нравится цвет и мало подушек безопасности. А меня военный зеленый цвет (опять УАЗ-зик..) как раз очень устраивает и 2 лобовых подушки SRS - тоже. Кстати о птичках, на ISUZU надо бы подушку SRS в руль купить... Через час оказалось, что ирония судьбы сделала меня владельцем третьей машины из первой партии поставки в Россию. Через неделю я оплатил ее с заменой штатных колес на BFGoodrich, установкой Webasto и маленьким компрессором для накачки шин.., а 1 сентября поеду получать и ставить на номера. Поеду - это смело сказано, на самделе меня отвез в МРЭО 6 тот самый опытный и веселый менеджер Антон Юрьевич, который каждый день катает эти Джимники для клиентов.

Записавшись заранее через госуслуги и оплатив пошлину, я ускорил процесс оформления до одного часа, затем пришел Леша Скворцов и мы отправились в Юкки, потому как я неспособен управлять таким славным джипчиком без тренировки, а разбить его очень не хотелось бы.. Под чутким Лешиным управлением мы добрались без приключений и отметили это событие приготовлением в барбикю и пожиранием мяса. Ну вот - эта японская железка красуется теперь здесь:



Это самый ненавороченный и дешевый Джимник чудного военного цвета темного подлеска, все зрители сразу прилипают глазами к выразительным колесам.. Поскольку я люблю сидеть за рулем как на табуретке, с прямой спиной, то поднял водительское кресло спереди на 40 мм., а сзади на 60 мм. Мне стало очень удобно, а другим людям высоко и непривычно, но все удивляются как хорошо видно капот и габарит машины. Над головой у меня еще примерно 30 мм...

А что дальше? Естественно, все агрегаты Джимника запросят вкусняшку ПФПЭКК, внешность захочет зеленый флуоресцентный Раптор, лобовое стекло потребует Хамелеон, а фары - броняшку. Попытаться заказать турачки из нержавейки можно у Пьянова Сережи, турбину и охладитель купить в megazip.ru или в InJapan.ru, облегченные диски ORW с бэдлоками заказать здесь, в Питере.. Жаль, что шибко большие колеса не поставить - маловаты колесные арки, поэтому клиренс 21см. увеличить намного не получится, хотя у меня есть видеоролик, где в штатные ниши японские затейники запихнули вместо 195/80-R15 шины побольше - 225/75-R16 наружным диаметром 744мм, однако им пришлось подрезать бампер.. Клиренс под редуктором моста увеличился: 744-693=51:2=25.5мм.+ 210мм.=235.5мм.. Негусто, на кемпере ISUZU клиренс под редуктором моста = 350 мм., по колено.. Обращаю внимание на видеоролик, где шины M-TRIM установлены на ГАЗ-69 - и они вписались в ниши автомобиля 50-х годов прошлого века органично!! Жаль, но конструкторы вымерли, остались торгаши и копировщики, причем безмозглые.. Однако шины Goodrich ALL-Terrain 215/75 R15 весом по 14.7кг., которые мне поставили, дают возможность рассмотреть и другие варианты, вот только вес шин будет весьма чувствителен для попы. Впрочем, шины 235/75-R15 наружным диаметром 734 мм. тоже влезут, но для них нужны диски пошире. А вообще модернизировать серьезно новый Джимник ни к чему, только навесить крайне необходимое, да изучить проблему установки межосевого дифференциала и блокировок Красикова.. Из любопытства.

Естественно, ПФПЭКК-240 я взял с собой, а после получения номеров разболтал ее и залил в движок Джимника, прекратив обкаточный износ на шестом километре пробега - ведь все уже покрутилось и потерлось немного, а потом на пароходе изготовил спецключ - квадрат на 9.8 мм. и этим ключом открутил пробки на мостах и коробках. Технология проста - поднимаешь домкратом одну сторону, масло уходит на другую сторону, откручиваешь пробку и шприцом с трубкой заливаешь ПФПЭКК.. И так 4 раза.. Правда я и лопухнуться сумел, думал - рычаг МКПП стоит на самой коробке, ну и налил туда.., а оказалось, что коробка-то впереди на 20 см. и имеет траверсу... Теперь некоторый запас ПФПЭКК хранится в траверсе.. Таким образом, основные агрегаты Джимника обработаны, будут долго жить и легко крутиться, надо еще во впускной коллектор впрыснуть, в бензобак залить и помазать множество других трущихся пар, вплоть до дверных шарниров.

Не поленился забрать Webasto, чтобы смонтировать самому, сложностей никаких там нет.., лишь грамотно просверлить 3 дырки под крепеж и тут я зенки свои выпучил - ну как в СССР, дырки 4.5х15 есть, а резьбы в них нет, расчет на саморезы М5, но я не поленился, нарезал М6 - вкручу на силиконе шпилечки М6 и в салоне накину гайки. Там же прикрутил приемник Telestart T91.. Проверю - если Webasto не имеет внутренних соединений на корпус, то запитаю его прямо от аккумулятора, тогда его можно будет включать удаленно пультом Telestart T91 - утром, не успев продрать глаза.. и при выключенной бортсети. Надо будет и на ISUZU сделать так же, для чего я купил на Aliexpress две релюхи - 12v 200a и 24v 200a.. Дальше - смешнее, выточил проставки толщиной 10 мм., чтобы удалить Webasto от шумоизоляции и еще проложил фольгированную термошумоизоляцию сверху, ну чтобы толще было.., после чего оказалось, что Webasto установился просто офигенски. А еще мне шибко мешала вакуумная трубка для усилителя тормозов, дык я ее урезал и развернул шланг ее подключения в другую сторону, а на ейную крепежную шпильку прикрутил циркуляционный насосик Webasto. Кстати, этот насосик имеет бесколлекторный двигатель и неплохо иметь такой (на 24 в.) на длинном проводе-шланге для удаленного водоснабжения кемпера..

Далее оказалось, что надо выточить прямой штуцер на Webasto вместо углового и соединить коротким П-образным шлангом (из набора..) с циркуляционным насосом. Вот тут я получил высшую точку системы охлаждения и сделал на этом колене краник имени Коробкина для спуска воздуха.. Все бы ничего, но штатный шланг от движка к отопителю оказался меньшего диаметра, чем шланги Webasto и пришлось ставить переходники из комплекта, однако получилось неплохо.. Затем слил жидкость из печки и рубашки двигателя, присоединил шланг от двигателя к циркуляционному насосу и от Webasto к печке. Дальше понятно - вернул жидкость назад, отсосал воздух шприцом на 200 куб.см., погонял движок немного и угомонился, однако контролировать уровень в расширительном бачке надо и некоторое время иметь бутылку с запасом жидкости охлаждения, а также спустить воздух раз 150.. из системы охлаждения.



Очень классно получилось, а ведь мог бы полениться, получить от наших жопоруких спецов порнуху, потом переделывать и плеваться, что и предстоит мне в скором будущем на ISUZU.. Надо еще сделать фартук, чтобы мокрая грязь не попадала на разъемы.

Следующий этап - присоединение топливной магистрали, установка вибронасос-дозатора и топливоприемника казались совсем несложными, но оказалось, что для установки топливоприемника надо поднимать кузов (этак по-японски, блин.., как хорошо, что догадался забрать Webasto..), поэтому мозги раскорячились и закипели... Потом, когда-нибудь, засорится приемный фильтр и я вынужден буду вырезать лючок над модулем топливного насоса, чтобы заменить его и вот тогда сделаю топливоприемку Webasto в модуль, а сейчас просек дырку 5.5 мм. в заправочном шланге и вставил штуцер иглы топливоприемника, зажав его через шайбу с выточкой, а затем аккуратно поместил в бак и подключил к насосу.. Надеюсь, что игла топливоприемника разместилась как надо, не зря ж я примерял и подгибал ее 5 раз. Еще надо не забыть герметизировать разъем питания насоса и засиликонить проплешину в гидроизоляции рамы, да и номер шасси замазать для сохранности..



Вот что получилось в конечном итоге, шланг обжат штуцером (не очень сильно..) промеж двух плоскостей с выточками. От него тонкая трубка-игла идет в бак и на конце опускается вниз. Моя машинка 122236-я.. И еще в эту нишу надо вывести дыхательную трубку от сапуна заднего моста, а от сапуна переднего моста - под капот в районе Webasto.., дабы избавиться от вакуума в мостах и засасывания грязной воды через манжеты.



Установка выхлопной трубы заняла 5 часов, но теперь она ничего не касается, ничего не прижжет и смотрит на нижнюю часть алюминиевого поддона, где маслоприемник. Цель проста - при работе Webasto его выхлопные газы будут подогревать масло в поддоне, как в СССР на военной технике. Пусть пока повисит на проволоке, посмотрю, стоит ли крепить на кронштейн (поездил, подтянул, понаблюдал - нет, городить кронштейны не стоит..). Алюминиевый поддон - периодически буду смело наливать смесь димексида 100мл. с ацетоном 400мл. в топливный бак для мягкого смывания нагара с целью избежать закоксовывания камер сгорания, поршневых колец и системы рециркуляции..

А с электрооборудованием хочется повыпендриваться и мнится мне, что Webasto будет запитано прямо от аккумулятора и будет включаться либо таймером, либо дистанционно.., а реле массы 12 в. 200 а. будет включаться при застегивании водительского ремня, да и трогаться с места мне следует с ручника, ибо я не имею рефлекса ремня и ручника, надо ж наконец научиться.. Разумеется, Webasto имеет функцию включения вентилятора обогрева кабины и прикинь - на дворе дубак жуткий всю ночь, а тут двигатель прогрет, машина теплая, стекла оттаямши.. Интересно, какой ток потребляют Webasto и Telestart T91 в режиме ожидания? Оказалось - 76 ma., совсем немного, практически нисколько..

Когда я в первый раз не смог подать топливо на Webasto, то оно заблокировалось примерно на шестой попытке. Нафига это надо, я не знаю, но пришлось поискать решение в YouTube и наши ушлые ребята подсказали, чтобы разблокировать Webasto, надо открыть предохранитель F1 (желтый на 20а.), затем включить Webasto на подогрев кнопочкой с факелом на таймере или на пульте Telestart T91 и тут же вынуть желтый F1. Посчитать до 10 и снова его вставить. Ежели оно разблокировалось, то зафурчит снова, а ежели нет - копай глубже, для чего тащи ноутбук с программой Webasto, провод с разъемом USB и включайся в разъем W-шины с желтым проводом, который болтается на жгуте проводов.. Ноутбук я приволок домой, программу Webasto установил, провод с USB нашел и тут оказалось, что рецепт с выниманием предохранителя работает прекрасно..

Наконец, собрав все и присоединив универсальный жгут проводов Webasto, я опробовал это устройство в работе, оно поплевалось, повоняло и зафырчало вполне приветливо.. Тогда я присоединил Telestart T91, обучил брелок, разобрался - как установить нужное время работы и опробовал, все оказалось офигенски.., т.е. можно утром, не продрамши зенки, включить через окно (и даже при удалении до 800 метров..) Webasto и заниматься процедурами и завтраком, а машинка тем временем прогреется и будет наготове. Осталось еще этот жуткий жгут проводов переделать по месту, обрезав и удалив все лишнее, чтобы было правильно и аккуратно.. Навроде все это несложно, но 3 дня на эту эпопею ушло безвозвратно.. зато теперь все включается и греется, как было задумано выше. Осталось пристроить таймер, вывести антенну, подключить салонный вентилятор, водительский ремень и реле массы.., теоретически это просто, а практически надо разбирать всю торпеду при отключенном аккумуляторе, чтобы не бабахнули подушки SRS случайно. Ну, таймер-то я пристроил на мелкой корзинке для телефона, но это оказалось не фэн-шуй, ни хрена не видно и тогда я нашел ему место справа от рулевой колонки. А зачем на него смотреть? А-а, там часы всегда показывают время..

Тем временем на вахте я могу все свободное от служебных дел время использовать для своих поделок и на этот раз занялся запорами задней двери, которая открывается вверх резиновыми лентами или багажными стропами. Как на морских дверях, 6 запоров состоят из кулачков, которые притягивают дверь в 6 точках, а опускается дверь веревочкой, за которую можно потянуть как снаружи, так и изнутри.. Два нижних кулачка могут быть открыты снаружи ключами-шестигранниками для хабов и тяги повернут остальные кулачки при условии, что запоры не заблокированы изнутри стопорными штифтами. Поэтому главный доступ только через водительский ключ.. Исходя из этого получилось:



здесь запоры состоят из бронзовых стаканов, вклееных на эпоксидке в дверь, в которые вкручены на силиконе бронзовые втулки с болтами DIN 912, а на них крепятся запорные кулачки из довольно прочного и упруго гнущегося тряпочного текстолита. Прочные стальные (30х6х5 мм.) шпонки передают поворот нижних болтов на кулачки и, через тяги, на верхние ведомые кулачки. Угол поворота небольшой - примерно 70 градусов, а для поворота запоров изнутри используем запорные штифты, которые можно поднять и зафиксировать. Тщательно вырезанный зазор 5 мм. между дверью и проемом имеет двойное уплотнение, которое герметизирует ее при закрывании. И, разумеется, не могу не похвастаться, что при современной наглой системе развода клиентов на бабки мои самоделки фантастически дешевы..



Запорные кулачки соединяются двойными плоскими тягами, которые крепятся на этих вот осях и оси нижних кулачков имеют запорные штифты. Эти штифты блокируют механизм и тогда открыть дверь снаружи невозможно без ее разрушения. В поднятом состоянии штифты не высовываются и никому не мешают.. Замечу однако, что современные метчики и лерки - гавно полное, люфты в резьбах просто ужасные..



А это ключи для хабов и для открывания запоров задней двери плюс заглушки, чтобы не попадала мокрая грязь. По требованию ментов, открыв задний борт, удаляем заглушки, вставляем ключи и одновременно поворачиваем к центру двери. Запоры поворачиваются и освобождают дверь, которая стремится открыться вверх. Придерживая дверь, убираем ключи и ставим заглушки, а затем приоткрываем дверь и, придерживая за веревочку, позволяем ей подняться. В поднятом состоянии дверь прикрывает трап от дождя и на нее можно накинуть вуаль от москитов. Однако в большинстве житейских ситуаций дверь будет открываться изнутри, без сложностей..



Эту стремянку с поворотными ступенями я купил для работы в следующем году и как прототип будущего выдвижного парадного трапа (впрочем, трап в катамаране такой же конструкции..), а может прямо ее и использую, несмотря, что узковата.. А еще я опять изменил внутреннюю планировку - 2 койки и 2 морозилки "Браво" под ними ушли в корму, вплотную к шинам и аккумуляторам, а санузел, кухня и шкапчики примкнули к переходу из кабины. Цель этой новации все та же - все тяжести на задний мост, передний и так хорошо нагружен...

В этом году мы что-то очень раненько, 8 ноября, отвалили в рейс и естественно, я занялся очередной (а очередь длинная-предлинная..) работой - планшайбами на дисковые тормоза кемпера. Однако приключилась проблема - старенькая ушатанная поворотная голова фрезерного станка, которая давно похрюкивала неприятно несмотря на всю мою осторожность с нагрузкой, решила отдохнуть от меня и ушла в отпуск по болезни, ибо зубы на конических шестернях обломались и выпали... Это хорошо всем известная болезнь станков 676П и придется мне искать ремкомплект, а пока я нагромоздил вот такой ужас с целью довести до конца предпринятое...:



Закрепив поворотный стол вертикально и подперев его всяко разно, чтобы он стоял боль-мень жестко, я все-таки смог сделать пакет из 4-х планшайб, причем центральное отверстие получилось хорошей точности = 100.015 мм. при посадке на подшипниковое кольцо = 100.00 мм., будет плотно, точно и без напряга...



Вот так - рейс только начался, а я уже порадовал кемпер симпатичными (красная кремнийорганика до 800 градусов Цельсия) и нужными железками, пригодными для тормозных дисков диаметром 300 и 328 мм. и суппортов Trialli 2112 (а на диски 328 мм. можно даже УАЗ Патриот). Хорошо бы еще сделать опорные площадки под рессоры и стремянки..

Кто бы мог подумать, что 2019 год завершится для меня редчайшим событием - лицезрением памятника Магеллану в городе Пунто-Аренас в центре Магелланова пролива... В свои 71.5 я все еще баловень судьбы, вне всяких сомнений, хотя в 40 лет я весьма сомневался, что сумею дотянуть до 2000 года..:







Туристы натирают эту ступню с неведомой мне целью..

Дальше мы поперлись на юг, на остров Короля Георга и неделю выгружали припасы на польскую станцию "Арктовски". Бухта в центре этого острова могла бы быть уютной, но в этих суровых широтах:











Ни о каком уюте никто и не мечтает, крокодил не ловится, не растет кокос, а какой тут ядреный вонизм от пингвиньих какашек - с ног сшибает и слезу выжимает...

И вот, 30 декабря 2019 мы наладились на восток, продолжать свои сейсмические работы, а завтра встретим 2020 год, палуба освободилась от грузов и я вновь смогу наматывать по 5 км. каждый день. Снова эти белые ночи Антарктиды..

А здесь Джемма Халид - дворовая песня про моряков, (щелкни и прибалдей..)