2020 - неужели я еще жив??. А как же? - и даже более чем.. Погода чудесная, мы пересекаем море Уэдделла на восток по 60 широте, пересекли речку-вонючку, которую я (вопреки мнений всех..) считаю стоками Антарктической промзоны, служебные дела делаются своевременно и кемпер тоже не скучает... Сделал наконец подачу сжатого воздуха в Tosense 520TSC правильно (да еще и через Европапу-маму) и решил заняться пневмомелочью для вакуумной инфузии, ведь в этом году я собрался остекловать кемпер, т.е. положить и закрепить 10 слоев стеклоткани снаружи и внутри, разложить оборудование для вакуумной инфузии и провести этот интересный процесс.
Однако случилось так, что наше недалекое начальство решило экономить деньги на перегоне (30 суток на 10 тонн соляры в сутки, да на 50000 руб. за тонну - это будет офигенски много...) и 27 февраля мы упорхнули домой на самолетах, оставив 14 человек блюсти порядок. Лично мне это понравилось, потому что появилось дополнительное время на заготовку материалов для процесса вакуумной инфузии, а еще я ожидаю эпидемию коронавируса, которая разгорается в Китае и непременно приедет к нам, вне всяких сомнений..
обожравшись мяса, приготовленного в барбекю, разложив достижения по коробкам и наведя в комнате некоторый порядок, я занялся составлением и исполнением довольно большого списка всяких закупок, в том числе и для небольшого тюнинга Джимника, да и инструмент некоторый очень нужен - стойка для дрели, стойка для крепления болгарки, пластиковый набор для разборки торпеды, трещотка офигенская 3 в 1, сверла-цилиндры диаметром 14, 16, 20 и 27 мм. для сверления отверстий под запоры задней двери:
Наблюдая в видеороликах, как трудно изготовить формы-болваны для больших и сложных изделий, а также как трудно отдирать готовые изделия-скорлупы от этих болванов (а чтобы получить объемную несущую конструкцию - эти скорлупы надо еще склеить промеж собой надежно..), я уже много раз похвалил свои неугомонные мозги за идею "Сэндвич-скульптуры", когда объемное изделие любой формы набирается из обмотанных стеклолентой ломтиков пенопласта. Получается сотовый сэндвич наивысочайшей прочности, внутри которого находится пенопласт - очень качественный теплоизолятор (при плюс-минус 50 градусов Цельсия и более..). Впрочем, при острой необходимости пенопласт можно выдуть горячим воздухом или растворить ацетоном. Однако есть тут и мелкая проблема - пенопласт потверже и подороже не хотят выпускать производители (потому что его неохотно раскупают..), а работать с мягким и слабым пенопластом плохо, ибо можно легко ошибиться.. Не следует забывать, однако, что существует несколько видов вспенивающихся эпоксидных смол, которые тоже можно применить в дело и они могут дать довольно твердое, жесткое и стойкое к температуре наполнение, и при этом пропитать стекло(карбон) материал.. Также не следует забывать о возможностях стеклянных полых микросфер, которые можно насыпать и качественно пропитать смолой под вакуумом. А еще я посмотрел видеоролик (Making a Carbon Fibre Bike Frame – From CAD Design to Downhill Race) о копировании силиконом рамы и задней вилки велика, изготовлении из карбон-препрегов формы-болвана, опять же укладывании препрегов в эту форму плюс рукава для распирания трубчатой рамы воздухом изнутри. Затем все это помещается в вакуумный мешок, укладывается в печь и отверждается. Препреги - это полуфабрикаты, полуотвержденные стекло-карбон пластины, из которых можно вырезать нужные детали, которые потом доотверждаются при высокой температуре в печи. Размер печи весьма ограничивает размер изделия, а вот мой способ намного эффективнее, позволяет делать громадные конструкции (до 6-7 метров высотой за одну заливку, ибо вакуум не сможет поднять смолу выше..) в почти никаких условиях, но это не копирование, не плагиат и не серийная штамповка - это авторская работа. Конечно, можно тупо, но вполне авторски, клепать одно и тоже с целью заработать денег.. Так что я добавляю к четырем широко известным способам изготовления композитных конструкций (ручная выкладка стекломатериала в форму и пропитка эпоксидкой, выкладка препрегов в форму и запекание в печи, заливка формы смесью эпоксидки с мелкорубленым стекломатериалом, филаментная намотка мокрых стеклонитей на детали вращения..) свои способы - сотовую "Сэндвич-скульптуру" и, при необходимости строго выдержать одинаковость изделий (к примеру - три лопасти винта вертолета..), заливку вспенивающейся эпоксидки в форму с расположенными в ней закладными деталями, несущими лентами, стержнем управления шагом лопасти, нихромовой проволокой обогрева передней кромки и проводами подсветки конца лопасти.. Этот способ применяется при изготовлении плит перекрытий из газобетона, откуда я его и выцепил творчески.., впрочем это же можно сделать и без вспенивающейся эпоксидки, тогда внутри будет воздух. Кстати о птичках - "Сэндвич-скульптура" позволяет построить за одну заливку офигенски теплый дом-монолит любой степени сложности, с крышей и всякими архитектурными излишествами. Правда, хи-хи.., его надо крепко привязывать к фундаменту, чтобы ветром не унесло. Если не спешить и аккуратно раскладывать стеклоткань, грамотно закрепляя ее клеевым спреем (а где надо - скобками степлера..) и учитывая, как и куда ее потащит вакууммирование и как надо правильно расставить подпорки для правильной геометрии изделия, то я смело рассчитываю сделать весь кокпит кемпера с одной установки и даже иметь под рукой заднюю дверь для использования последнего замеса смолы. А вот 2 элемента люка-затычки перехода в кабину я использую для первых тренировок навыка. Ну и разумеется - внешний вид определяется качеством перфорированной пленки, особенно на сложных формах, поэтому я все-таки куплю качественную пленку с частой перфорацией (PV500B, 28mk, P31, 150cm) и удлинением 600%, чтобы красиво исполнить мой сарай и обтекатель между сараем и кабиной. Кроме того - если заранее приготовиться, то можно обдуть изделие Раптором или гелькоутом не дожидаясь полного отверждения смолы, тогда краситель химически свяжется с поверхностью изделия в одно целое.. Но мне очень нравится, как светится ровинг под слоем смолы и я не хочу ничего закрашивать. А еще можно купить тончайшую стеклоткань на последний декоративный слой, будет офигенски и именно так я и сделаю, внутри будет ровинг в крупную клетку, а снаружи стеклоткань-невидимка.. Устал я что-то сидеть и ожидать, когда же пришлют (и пришлют ли вообще, пока бушует пандемия коронавируса..) недостающие мне материалы - проводящую сетку, перфорированную пленку, трубку и клапаны MTI, краники для подачи смолы, набор для разборки торпеды.. Кстати о странностях, периодически со мной случающихся - если бы не случай в августе прошлого года, то стоял бы я в очереди на покупку Джимника еще неизвестно сколько лет.. Однако вдруг потеплело, даже солнце иногда выглядывает и решил я, а почему бы не довести до конца прошлогодние замыслы с окончанием установки Webasto и реле массы?
Теперь попробуем прикинуть - а можно ли на Джимник поставить колеса 235/75 R15 с наружным диаметром 734 мм. без каких либо переделок, как получилось с установкой колес BF Goodrich All Terrain 215/75 R15, которые мне успешно навязали при покупке Джимника:
Для этого я сделал из кусочка 16-ти миллиметровой пластиковой трубки и 10-ти мм.-вой веревки имитатор, который можно повязать поверх моих шин 215/75 R15 с наружным диаметром 704 мм. и проверить - как они влезут в штатные ниши? Ну и для того, чтобы максимально усложнить задачу, я поднял Джимника на полный диагональный перекос и поставил на бруски под левый продольный рычаг переднего моста и под правый рычаг заднего моста. Джимник хорошо уравновешен - достаточно легкого надавливания, чтобы положить его с борта на борт. Японцы молодцы - чтобы получить машину двойного назначения (узкий кей-кар под японское законодательство и джипчик пошире для других стран..) они тщательно продумали способы его переделки, это съемные бушвакеры и широкие колеса для Европы на дисках с вылетом ЕТ+5 мм. и узкие колеса на дисках с вылетом около ЕТ+30 мм. для Японии. Примечательно - передние колеса поворачиваются на точке почти посередине протектора, так выбран наклон шкворневых осей и это оказалось очень хорошо, потому что можно смело переходить с штатных колес 195/80 R15 с наружным диаметром 693 мм. на другие, более крупные.. В процессе эксперимента оказалось, что ширина шин может быть даже больше чем 235 мм., ибо зазоры между колесами и рамой достаточно велики, а вот наружный диаметр не может быть больше 734 мм., потому что при повороте переднего левого колеса есть положение, при котором от края протектора до щитка переднего бампера остается 2 мм. Итак:
Обобщаю, специально для Владимира Волхонского: - внедорожные колеса 235/75 R15 ведущих производителей не годятся для Джимни потому, что слишком прочны и очень тяжелы, на попе это весьма чувствительно отдается.. Штатные шины весят всего-то по 9.5 кг.. Ваши булки такого размера, подобные M-TRIM, с двумя слоями корда, с расчетной нагрузкой до 500 кг. на колесо будут очень хороши и не только на Джимни; - это еще не все, аналогичные булки размером 235/70 R16 с наружным диаметром 736 мм. влезут в ниши Джимника тютелька в тютельку и они же будут популярны для множества других автомобилей, поскольку снег в России никто не отменял и главное - ничего не надо переделывать и оформлять:
- внедорожные стальные диски так же излишне прочны и тяжелы для Джимни, поэтому Ваши сборные алюминиевые диски со сменной центральной вставкой под разные вылеты и рассверловки есть очень удачное решение.. Кстати, рассверловку 5 х 139.7 ( 5х5.5 дюйма..) и центральное отверстие ~110 мм. используют Джимни, УАЗ, Нива и даже последние Паджеро и Крузаки. Ширина диска под шину 235/75 R15 или 235/70 R16 должна быть 8 дюймов, при этом можно напялить и шину шириной 265 мм. с наружным диаметром ~700 мм., извини, без примерки - теоретически, но в арки Джимни они точно влезут, ну и диски R16 предпочтительнее R15, потому что они более распространены..:
И наконец, что для меня актуально, так это заполучить шины, подобные M-TRIM размером 235/75 R15 на дисках 8х15 дюймов с вылетом ЕТ+15 и рассверловкой 5х139.7 или шины 235/70 R16 на дисках 8х16 дюймов с вылетом ЕТ+15, а еще круче шины 265/60 R15 на дисках 8х16 дюймов с вылетом ЕТ+25, или шины 265/55 R16 на дисках 8х16 дюймов с вылетом ЕТ+25, причем весьма желательно с отверстиями в шишках протектора под установку зимних шипов, что возможно на большинстве шиномонтажных сервисов и имеет большое значение для городов типа Санкт-Петербурга, где зимой на улицах сплошь каток, особенно на эстакадах и мостах. Собственно, вся затея с покупкой Джимника - это всесезонная юркая жопатонна на все случаи жизни и максимально большие, но легкие колеса с турачками - главное условие хорошей проползаемости.. Поэтому, если Владимир озадачится производством таких колес - я буду первым клиентом.., а еще редкостным придурком, потому что для Джимника у меня сейчас колес Dunlop 195/80 R15 = 5 шт. + BFGoodrich 215/75 R15 = 5 шт. + Continental 205/75 R16 = 7 шт. и я еще чуво-то там хочу.. А пока я привыкал к очень легкому Джимнику и усердно пачкал его в не очень крутых буераках - топливо подошло к концу.. Водитель я никудышный, поэтому вылазить на большие дороги пока опасаюсь, однако вынужден был ехать на ближайшую заправку и тут выяснилось, что несмотря на огрехи в вождении, все прошло хорошо. Поэтому сегодня, 26.04.2020 - в который уже раз, я снова стал водилой, но привыкнуть к Джимнику довольно трудно, ибо дамская система управления без приложения физической силы, мгновенно раскручивающийся движок и малая масса машины путают мои рефлексы, отработанные (и не совсем еще забытые, как оказалось..) на грузовиках и военных машинах. Пришлось изрядно потренироваться... Через некоторое время я понял, что мне особенно неудобно - это мертвая зона в начале движения педали газа, примерно 3-4 мм. Я-то привык к мгновенному отклику, а тут приходится ловить момент, а когда я спросил знакомых, то оказалось - это почти у всех так... Решение-то простое, приклеил резиночку от велокамеры толщиной 1 мм. в то место, куда упирается отпущенная педаль газа и все, чуть прикоснешься ногой и р-р-р, поехали.. Кстати о реле массы - дельная вещь.! и легко вошла в привычку. Кстати о Webasto - при ночевке в машине можно запланировать под утро, в час Быка, легкий подогрев и вентиляцию салона, тож хорошая вещь и надо бы иметь спальный комплект в виде кокона, х/б вкладыша и коврика Outventure, а также термобелья Norveg, чтобы дрыхнуть на морозе до минус 20 градусов. День Победы.. и курьеры везут мне эти теплые вещи, заказанные на 11 мая.. - подарок себе любимому получился. Разложил сиденья и завалился спать, голяком в коконе с вкладышем, думал замерзну с приоткрытой дверью. Не-а, не замерз, но воздух такой холодный, так непривычно дышать во сне при 1-2 градуса около ноля.. А еще москитную тюль пристроил на 5 магнитиков, чтоб можно было смело спать с открытыми окнами, ибо не люблю я комариков ночью над ухом.. А с вождением - поневоле пришлось привыкать, потому что в эпоху коронавируса ездить на общественном транспорте смерти подобно, ибо 100% прицепится и поэтому я сначала поехал за картой в Кузьмолово, затем в Агалатово, потом в кадры в Ломоносов, а это уже 130 км. по кольцевой, на скорости 110-120 км/ч, а еще черепашьим шагом в пробке на ремонтном участке, при выезде с кольцевой в пробке на подъеме и вклиниваться в поток пришлось... Но я нигде не накосячил, все обошлось и еще спегка притер шестерни 4 и 5 передач, а то им никак не удается поработать, да еще надо бы купить роликовый поджопник, чтобы спина и попа поменьше уставали бы в длинных поездках, вентилировались, не потели и можно было сидеть в плавках. Замечу, что на колесах BF Goodrich All Terrain Джимник шумит гораздо меньше, чем я ожидал, наслушавшись умников Ютуба.. Я ехал с приоткрытыми окнами и шум колес с соседних полос очень резал уши, в то время как собственный шум был гораздо слабее. Сегодня, 20.05.2020 случился хороший день, потому что привезли наконец последнюю часть материалов для процесса вакуумной инфузии, в том числе и тончайшую дорогущую стеклоткань на наружный отделочный слой, чтобы замаскировать ровинг. Внутри кемпера ровинг будет сверкать, поскольку мне это нравится. Кроме того, сегодня я закончил возиться с запорами задней двери и все получилось хорошо:
Завтра именно с двери начнется подготовка к вакуумной инфузии - всю механику разберу и в коробку, отверстия запеню и зарисую их координаты, чтобы потом знать, где сверлить дырки. Кроме двери, учебным пособием будут элементы люка-перехода к кабине. Еще надо продумать - как поднять сарай на 160 мм., чтобы наложить и закрепить 4 слоя ровинга на нижнюю часть кемпера, не разбирая платформы, купить стойки и найти трубу для размотки тяжелого (40 кг.) рулона стеклоткани.., как потом перетаскивать ее через верх кемпера и как крепить внутри, на потолке кемпера.. Жуть!! А вот и "Dyson v10 Absolute" приехал, долго меня жаба душила, ибо 35000р. все-таки много для пылесоса, но его комбинация с кондиционером в светлом будущем просто завораживает, да и наше правительство денег мне подкинуло, аж 80000р., чтоб я не помер от коронавируса... Естественно, я его сходу разобрал и восхитился миниатюрным моторчиком-вентилятором на 24 вольта и 124000 об/мин. с переключателем на 3 режима работы. Потом оказалось, что и свистит он не очень уж прям громко, однако использовать его сумасшедшие обороты для провоцирования вихря, увы - пока не получается.. Поэтому идея кондиционера, описанная на предыдущей странице, получила дополнительное подтверждение с одной стороны и дополнительные трудности с другой. Придется репу почесать очень, поскольку этот маленький цилиндрик (диаметром 51.5 мм и длиной 101.5 мм. + нашлепка управления..), который жрет до 22 ампер, с одной стороны сосет, а в другую выдувает - весьма располагает к размышлениям.. Кстати, как пылесос он весьма неплох даже на самом слабом режиме, я пропылесосил Джимник, кемпер, 2 комнаты и жалкое подобие ковра-пылесборника, причем с моторной щеткой - насосал 2 контейнера, впечатлился, тут и жаба утихла сразу, ибо хорошая вещь оказалась, в кемпере будет очень к месту для меня, лентяя.. А потом я полез на родину Дайсона в поисках моторчиков и нашел их (вместе с большим корпусом, что мне нахрен не надо, но их не найти порознь..) и задумался очень - купить, чи не купить, все-таки 140 фунтов за 2 штуки с пересылкой.. Опять жаба активизировалась, забилась, зарыдала, слюни распустила, но я ее все-таки придушил - не так уж и дорого (11800р.), опять же жутко интересно будет сочинить офигенски крутой кондиционер в следующем рейсе.. Ну и сегодня 10.06.2020, развалившись в шезлонге на солнышке, я додумал наконец саму идею рекуперативного кондиционирования. Для ее реализации надо иметь второй кондиционер (еще 11800р...) и две пластиковых трубы, заполненных стеклянными шариками в роли накопителей холода. Теперь допустим, что когда левый кондиционер работает, он засасывает воздух из кемпера, разделяет его на холодный и горячий, горячий выдувает внаружу, а холодный в трубу-рекуператор и затем тоже внаружу. Чудес на свете не бывает, поэтому через вторую трубу-рекуператор (которая была остужена в предыдущем цикле..) теплый уличный воздух засасывается вовнутрь кемпера, по пути охлаждается и оставляет влагу, которая стекает по трубе наружу, а правый кондиционер в это время выключен. Классический мультивибратор (который можно запускать в работу вручную или релюхой температуры..) из двух реле времени переключает кондиционеры, а длину цикла я устанавливаю в зависимости от погоды и, кроме того, я могу еще переключать 3 режима мощности моторов. Следует еще подумать, как использовать всю эту конструкцию в холодное время года для отопления кемпера, ведь принцип тот же - разделяй и вла..используй, т.е. надо просто перевернуть кондиционеры, чтобы горячий воздух нагревал трубы рекуператоров, а холодный удалялся внаружу. Тогда наружный свежий воздух будет подогреваться в трубах и затем, теплый, поступать в кокпит, т.е. нормальный воздухообмен будет с минимальными теплопотерями. Жутко интересно, чем закончится это мое проникновение в вихревые технологии.. Потом очень призадумался, посоветовался с друзьями и решил все-таки купить дорогое зеркало-регистратор OBDPEAK D81 с видеокамерами переднего и заднего вида и кабелем 10м. исходя из простых побуждений - на Джимнике я к нему привыкну, а потом на кемпере "ISUZU" оно будет давать полный обзор сзади, что крайне актуально, но вот будут ли потом у меня деньги на железки всякие, очень даже неизвестно. Для офигенского обзора камеру заднего вида я закреплю или внутри салона на заднем стекле (стекло обогревается, омывается и протирается дворником, что очень важно..), или где-нибудь еще - пока не знаю..
И вот сегодня, 13.07.2020, оно приехало и тут же сразило меня наповал, потому что встало на свое место как вкопанное и сразу начало исполнять свою функцию - быть зеркалом.. Чуть больше штатного, плоское, прекрасно полированое и отражает как на картинке вверху. А что будет когда я все соединю и включу... А когда на времянку включил и содинил, то оказалось: - днем это плоское зеркало (как и штатное..) офигенское - когда экран выключен.. А когда включен, то надо очки, ибо дальнозоркость старческая имееет место быть, да и засветка от заднего стекла и масштаб непропорциональный.. С засветкой просто - надо перевести клавишу штатного зеркала в ночной режим и отражается уже потолок салона, а к масштабу придется привыкать.. Получается, что включать запись надо, иначе смысл теряем, но расположение задней камеры в салоне неудобно, ибо запаска закрывает обзор внизу и при парковке ничего не увижу.. и поэтому закрепил камеру как на всех - вверху на номерном знаке, под запаской в грязной зоне и придется за ней отдельно ухаживать..; - что получилось вечером, в пасмурную погоду и при парковке - пока еще непривычно.. - неожиданно навигатор "Навител" этого зеркала и датчик GPS оказались весьма неплохи, попробовал в фоновом режиме и там еще телефон есть - может планшет окажется и не нужен вовсе, когда научусь не бросать взгляды на картинку навигатора, а только слушать его, как большинство водителей..; А когда начал все монтировать всерьез, то выяснилось - очень ловко я придумал разместить релюху и все соединения "Webasto" под прозрачной бутылкой.. Стоило раскусить две стяжки и все оказалось перед глазами, поэтому подключить питание на зеркало "OBDPEAK" не составило никакого труда и теперь оно, как и "Webasto", всегда наготове. В рабочем состоянии оно потребляет 450 ma, а в выключенном - около нуля, поэтому надо не забывать выключать его (ибо посадит аккумулятор..), если не оставляешь на боевом дежурстве и это мне не очень-то нравится, ибо по вездесущему закону пакости ценой этой забывчивости будет покупка нового аккумулятора. Нет, зная себя, придется питание переделать..
Тем временем я навел порядок, намыл полы и началась работа по закреплению тяжелого ровинга, который будет играть роль наружных и внутренних несущих оболочек. Сначала тремя домкратами и двадцатью дощечками я поднял сарай на 160 мм. и вот что получилось, прям строго в соответствии с прикидкой в Autocad:
Свежее впечатление от ролика Андрея Тоскина "Димексид в двигатель - философия применения": - не следует доводить движок до такого состояния, когда он начнет жрать масло литрами, а промывочный процесс не так прост и дешев, как кажется и на коленке не получится - надо хорошо подготовиться, убить целый день да и и припотеть слегка; - поэтому, следует регулярно (перед тем, как менять масло и фильтр) добавлять димексид+ацетон 1:4=500мл. на бак топлива, чтобы его действие было совсем незаметным, но начиналось бы от топливного насоса и форсунок, затем распылялось на впускные клапаны (холодный димексид малоактивен.. (прикольно, правда?) ), затем в камерах сгорания он зверел бы, оседая на горячие стенки камер сгорания и донышки поршней и смывал бы образующийся нагар вниз через кольца, а еще разносился бы маслом по всей системе и не забивал бы все щелочки и дырочки нагаром, а промывал бы их.. И уж совсем ничтожная часть димексида улетала бы в выхлопную систему..; - тогда и нагар будет мелкими частицами, а не большими агломератами и узнать это можно будет наглядно при вскрытии снятого масляного фильтра, а с учетом того, что все поверхности покрыты ПФПЭКК-240 - то и нагару некуда прилипнуть. Я ж помню движок ГАЗ-24 с поршнями, в которых кольца не только не закоксовывались, но даже свои канавки отстукали до блеска.. Поэтому, выкатав бак с димексидом, меняем масло и фильтр, обязательно надо найти датчик давления масла и обследовать его, ибо он может потечь со временем из-за димексида и не волнуемся о том, что в системе осталось небольшое количество димексида, он вообще-то будет полезен. Собственно, суть идеи в том, чтобы не давать накапливаться лаку и нагару, своевременно удалять их, тогда и промывка великая и ужасная не потребуется никогда..; - из этих простых соображений я решил посмотреть, как все это будет и сначала налил в 2.5 литровую банку 1 пузырек димексида, затем добавил 4 пузырька ацетона, взболтнул - получился прозрачный бесцветный раствор (это хорошо было видно..) 500мл. Затем добавил 1.8 литра бензина А95 слегка желтого цвета, также было видно, что сразу все растворяется - взболтнул и увидел, что смесь стала прозрачно-желтого цвета, хотя я ожидал увидеть мутную эмульсию. Затем оставил банку в покое на неделю-две (вдруг тяжелый димексид осядет на дно..) и уже потом смешаю с канистрой А95 и залью в бак, когда там останется 20 литров и буду очень прислушиваться к работе двигателя, потому что димексид способствует детонации, а ацетон наоборот - противодействует. Разумеется, конкретные результаты зависят от концентрации, а она получится для димексид-ацетона ~ 1.25%, а концентрация чисто димексида получится ~ 0.25%. Я не думаю, что димексид смоет и ПФПЭКК-240, но через несколько лет смогу это увидеть на поверхности верхней части цилиндров, как когда-то наблюдал на цилиндрах двигателя ГАЗ-24. - изучая периодически состояние камер сгорания, клапанов и донышек поршней с помощью эндоскопа, можно при очень большой необходимости затеять их промывку с помощью дрели и силиконовой крутилки чистым горячим димексидом, как это практикует CrazyMaxx.. Однако потом придется промывать движок от остатков димексида и нагара промывочным маслом, что тоже неплохо, только нудно и утомительно.. И вообще эта затея в основном для тех, кто вынужден покупать б/у-шные авто с неизвестной историей обкатки и эксплуатации со всевозможными скелетами в шкафу; Наконец, простейшее диагностическое действие - после длинной поездки капнуть каплю масла со щупа на листок бумаги с записью километража, что очень поможет увидеть состояние масла и делать это надо регулярно. Заметь, по идее масло должно чернеть быстрее из-за постоянно смываемого нагара, но свои свойства сохранять дольше, потому что оно должно быть гораздо менее абразивное, но чуть более кислое. Для более серьезного наблюдения за состоянием двигателя надо иметь эндоскоп (чтобы видеть состояние камер сгорания, хонинговку цилиндров, донышки поршней и клапаны), диагностический кабель и ноутбук или планшет с программой диагностики, потому что я намерен свои новенькие машинки эксплуатировать очень долго и с пользой, поэтому и заботиться о них следует нежно, не лениться.. А еще я не удержался и купил турбокомпрессор "IHI RHB31-VZ21" с фланцами, интеркулер 680х140х70мм. - для Джимника, ибо потом я как-нибудь приспособлю выхлопной коллектор к турбине, интеркулер размещу практически в бампере и буду валяться и тащиться от мощности движка Джимника, вместо 102 л.с. будет примерно 130-150 л.с. на 1430 кг. максимального веса Джимника.. Система Евро-5 в своей работе исходит из температуры воздуха перед воздушной заслонкой (и я вижу ее на щитке приборов..), давления воздуха после воздушной заслонки и положения педали газа. Не исключено, что есть и датчик массового расхода воздуха, но это дела на меняет. Следовательно, учитывая японскую хитрость с выбором степени сжатия 10 для применения бензина А92-А95, я могу смело рассчитывать на ее (Евро-5..) адекватную работу с турбонаддувом, если обеспечу должное охлаждение сжатого воздуха, буду применять бензин уже А95-А98 и при этом буду ориентироваться на температуру наддува - чтобы не борзеть уж очень сильно, ибо можно прожечь поршни..
Первым прибыл из Поднебесной интеркулер и восхитил меня качеством изготовления, я долго среди множества моделей копался и угадал правильно. Сбегал-примерил - подойдет офигенски, для подводящих шлангов есть дыра и надо обязательно придумать москитную сетку на него и на основные радиаторы..
Тем временем (наконец-то..), закончилась эпопея укладки 4-х слоев ровинга на нижнюю часть кемпера. Сложность была в том, что куски ровинга нужно было наклеивать снаружи, затем проводить их под нижним краем кокпита и, натягивая, крепить уже внутри. Самое ужасное было на передних углах, потому что несъемный передний борт активно этому сопротивлялся и приходилось проталкивать ровинг пластиной текстолита. Кроме того, необходимо было строго блюсти правило перевязки слоев (как при каменной кладке..) дабы не получить по глупости слабое место, которое неизбежно себя проявит когда-нибудь..:
"Люди гибнут за металл" - это про то, как я умею избавляться от денег, превращая их в железки и навешивая на себя все новые и новые задачи.. Поэтому я купил дорогущие очки для вождения "Serengeti Pistoia", которые с минеральными стеклами, фотохромные, поляризующие и антибликовые, еще одно зеркало-регистратор "Akaso Dl12", набор магнитов с зеркалом для доставания упавших железок и светодиодные лампы в фары головного света. Потом купил для мойки генератор пены, варежку, стеклоочиститель и простыни махровые 220х200см., чтобы дрыхнуть в коконе без задних ног - вот Джимнику счастья-то привалило.. Сёдни 30.08.2020 и я проверил, как себя чувствует раствор димексид+ацетон+бензинА95 в банке на балконе. Оказалось, что за месяц раствор не расслоился, холодные ночи не привели к замерзанию димексида и выпадению его в осадок. Поэтому я слил его в 20-ти литровую канистру резерва и использую, когда в баке останется половина... Зачем это делать сейчас, на абсолютно новом движке? Необходимости никакой в этом нет, но попробовать очень хочется - чтобы убедиться, что детонации не слышно, что масло чуть потемнело, что движку это не вредно.. А вот полезно ли - это я еще не скоро узнаю, хотя теоретически вне всяких сомнений.. После того, как я слил этот раствор в канистру, со стенок банки сначала испарился ацетон, потом бензин, а димексид остался в виде мельчайших капелек, как туман и я закинул в банку скобки от степлера на предмет коррозии из-за димексида... Пока катался в Ломоносов, а потом на медкомиссию, в баке осталось 20 литров и я добавил 20 литров смеси из канистры. Теперь в баке бензин А95, ацетон, димексид и остатки ПФПЭКК-240. Интересно, что будет дальше... Опускать кокпит по 5 мм. за раз получилось довольно долго, а перед окончательной постановкой я еще залез пальцами под него и поправил трубки. Естественно, разложил профили и расставил дощечки для контроля геометрии, все оказалось в порядке и теперь следующая задача - наклеить 4 внутренних слоя ровинга и оформить оконные проемы. Пришлось шевельнуть мозгами - двухметровые куски ровинга наматываю по 11 оборотов на пластиковую трубу с прорезью по всей длине, чтобы было удобно наматывать и затем этот рулон тащу в кемпер, прикладываю в угол кокпита, затем аккуратно отматываю и свешиваю часть рулона до стыка с нижним ровингом. Дальше, подперев его дощечкой, подматываю это полотнище вверх, распыляю клей на стенку и снова разворачиваю полотнище, разглаживая руками и валиком - почти как обои клеить в одиночку.. Немного выждав, убираем подпорку и опускаем рулон до слоя клея, пшикаем клеем угловую и потолочную часть почти до центрального профиля, а затем не торопясь катим рулон через угол на потолок, не забывая прикатывать ровинг валиком. Еще следует поприжать ровинг вокруг закладушек - надо, чтобы закладушки выделялись... Зачем я не убираю верхний, боковые нижние профили и распорки? Для сохранения правильной геометрии.. Потом поставлю верхние боковые профили, уберу центральный и наклею самые верхние куски ровинга. Пенопласт очень слабый материал, а ведь ровинга я наложу 168 кг., поэтому следует постоянно заботиться о геометрии. Кстати о дощечках - думаете в лаке? А вот и нет, просто оклеены скотчем...
И снова про Джимни.. Визг телефона, когда я за рулем, режет мне по нервной системе и я решился наконец заняться головной мультимедийкой. Долго копался среди Джимни-совместимых (потому что рамка очень специфичная..) устройств, они мне не очень-то нравились, затем решил найти просто рамку на Джимни, а в нее уже пристроить что-нибудь.. Сначала прикинул дорогущие Тесла-системы с большими поворотными мониторами, а потом представил, как они будут торчать из торпеды и понял, что наилучший вариант - это T'EYES CC2 10.2" размером как раз по наружке рамки Джимника. Тогда вместо вот этого:
Будет уже вот это (T'EYES CC2 10.2") в натуральную величину, 255х150 мм. и оно точно впишется в размер рамки Джимни:
А попутно я обдумал контроль давления в шинах и хочется, чтобы и на Джимни и тем более на Исудзу, они торчали бы на торпеде, перед глазами (и заодно держали бы очки под руками..) , потому что я буду постоянно ездить на пониженном давлении, хотя сейчас езжу наоборот, на повышенном:
Не утерпел опять - уделал Джимника в грязи и понял, надо все-таки локеры хорошие купить... 8660р. и готово, по ГОСТу с шумоизоляцией, завтра привезут два передних, а через 2 недели два задних. Денег осталось - еле-еле до зарплаты.. Установка передних локеров заняла 6 часов на солнышке, ничего не пришлось резать и подгонять, все дырки были почти на местах, все клипсы использовались штатные и получилось хорошо... А в промежутках прибыло зеркало-регистратор "AkasoDL12" и надо бы поиграться с ним, ну а "OBDPEAK" с 10-ти метровым кабелем на заднюю камеру переходит на ISUZU, как и планировалось. 24 сентября, а я все еще целыми днями загораю.. В "Akaso DL12" лишнего ничего, просто зеркало, качественная запись спереди и позади, режим парковки и охраны, что и требуется для такого водилы, как я.. Все остальное в T'EYES CC2 10.2", планируется и включается на остановке, без суеты, а на ходу используется навигатор с фоновой музыкой и параметры двигателя, которые можно выводить клавишами на руле. А сегодня, 26.09.2020, я с 11-00 поехал искать желтую лихорадку и в этих поисках провел за рулем 7 часов по этому противному городу... Для меня сегодняшнего это слишком много, ажно попа устала всерьез... На следующий день я удалил зеркало "OBDPEAK" и поставил "AkasoDL12" и надо бы его поднять на 38 мм, чтобы обзор улучшить.. Питание оставил прежнее, а антенну GPS и заднюю камеру с кабелем 6 метров переустановил. Даже изобразил некоторое подобие крыши над ней, дабы капли не повисали на объективе. Масштаб парковочного вида имеет 5 значений и вид №4 мне понравился, поэтому я изобразил из брусков бампер автомобиля Мазда и откалибровал дистанцию в 1 метр. Парковочные линии камеры годятся лишь на роль центрующей стрелки - хотя и это тоже совсем неплохо... А в конце дня появилось T'EYES CC2 10.2" - новая игрушка старого придурка и назавтра.. я удалил штатный дивидюк, рассмотрел разъемы, прикинул рамку под Дастер, чуть-чуть ее подредактировал и понял, что она может пригодиться. Но в пути рамка для Джимни под T'EYES CC2 9" и, когда она приедет, я определю окончательно, как это все будет выглядеть. Но еще не знаю, использую ли я штатные стальные кронштейны, потому что не хочу, чтобы все вывалилось на какой-нибудь особо коварной кочке.. Затем повтыкал в T'EYES приложенные разъемы, взял путеводитель по ним и определил, что придется перепаивать. Оказалось, что в Джимни есть CAN-шина и он будет мне рассказывать, сколько у него тормозухи, какой свет включен, как работает ABS и так далее.. В дополнение к OBD II совсем неплохо. А перепаивать придется все провода главного разъема, разъем антенны и разъем USB. 07.10.2020 - приехали петли для крепления багажа, подкапотная термоизоляция и рамка для Джимни под T'EYES CC2 9" и с ее помощью я должен установить T'EYES CC2 10.2". Ничего особо сложного, рамку для Дастера с T'EYES 10.2" подгоняем на рамку Джимни, добавляем еще 2 самореза - итого имеем 7 точек крепления. Затем прикрепим этот пирог двумя большими саморезами к штатным кронштейнам и все это вставится в нишу на 2 больших винта и 7 защелок. Избыточно прочно, поскольку расчет был на весьма тяжелую штатную магнитолу, но пусть будет...
Тем временем оклейка ровингом внутри кокпита подошла к завершению и завтра, 14 октября, я закончу укладывать четвертый слой. В процессе наклейки каждый слой тяжелого ровинга пришлось крепить на потолке рейками и это усложнило и так непростую задачу..
Хорошее было лето 2020 - и повалялся я на солнышке дочерна, и с Джимником славно повозился, и за рулем накатал 917 км. и снова осмелел, и кемпер изрядно продвинул к вакуумной инфузии, и денежки расфукал на полезное и на всякую хрень... Осталось съездить в контору, пройти тест на COVID-19, купить кофе, забрать билет и 23 октября на самолет в Кейптаун.. |