"2025 год - дожить-то дожил, а чего ляпнуть и не знаю..".
Завалился спать в 2-00, проснулся в 11-00, двойной эспрессо и быстрый сиротский завтрак первого января:

Скучна жизнь скромняжки-бичары - ни алкоголя тебе, ни сигарет, ни женщин, ни другой наркоты, ни пожара, ни разбитой рожи, ни переломанных ног, ни ментов, ни гонорреи, ни разбитой машины. Разве ж это жизнь? Даже кружка и ложка не чищены. А вот была бы женщина.. - сто пудов втравила бы в какой-нибудь блудняк, как вспомню бывших, так вздрогну в тихом ужасе..
Совершенно случайно обнаружил видеоролик про девушку, которая купила полноприводный микроавтобус Фольксваген за 3.8 млн.р. с целью сделать кемпер и потом жить в нем с пушистиками - собачкой и кошкой. Естественно, наступила на обычные грабли - вынуждена была доверить множество работ всяким специалистам, которым заплатила довольно много (около 4 млн.р.) денег и которые сделали ей откровенную порнуху, сочувствую ей.. Потом пришлось вникать в проблемы самой и переделывать, чем она до сих пор занимается.. Это я к тому, что все надо делать только самому и неважно, что это долго, трудно и нудно, ибо все надо тщательно изучать, обсасывать и даже голову использовать не только для еды и кепки - ну и злиться тогда будешь только на себя-тупицу, ежели напортачил.. Зато в плюсе новые знания, умения и "Опыт, сын ошибок трудных..".
Посмотрел множество роликов про кемперы и с разочарованием сделал вывод, что основная масса - примерно 90-98%, по-прежнему являются никчемными игрушками для повыпендриваться перед коллегами и самим собой.. Для жизни сколь-нибудь больше одного-двух дней непригодны, технические решения обычно устаревшие давным-давно, мебель из ДСП тяжела и ужасна, зачем-то большие и дебильные багажные отсеки придуманы.. Все обзорщики с упоением рассказывают, как можно все разложить на много спальных мест, а альковный спальный аэродром чего стоит? Прекрасное место для кучи всяких шмуток, как у меня в каюте - все коробки там.. И еще - как спать в 4-6 харь в таком объеме без рекуперативной вентиляции после хорошего ужина? И как пойти пописать ночью? Поэтому после первых эйфорических поездок и при осознании проблем эксплуатации романтика быстро выветривается, а дорогая игрушка снова отдается в продажу.. Да и в цикл (5*на "-опять-утро-блин-работа-дом-спать-") кемпер не вписывается - и жены их не переносят, ибо мужики постоянно норовят сбежать туда от них, таких прекрасных.. Вот и стоят бедолаги от отпуска до отпуска, приходится платить обзорщикам - вдруг кто клюнет и купит?
Для дачи и пасеки они хороши - спору нет, но цена оченно (так себе средненькие - 14-20 млн.р..!) кусучая.. И еще обрати внимание - кемперы на обзорах пустые и нежилые, стоят на продаже годами.. Однако изредка встречаются удачные самоделки - также редко, как и люди с руками, которые их себе придумывают, четко понимая - для чего эта затея.. Получается, что это удел одиночек, бродяг-кочевников.. или молодых родителей в Японии, которые посвящают много своих выходных поездкам по стране - выгуливая и воспитывая ребенка и себя таким способом (а не сидят целыми днями под телевизором или в мобилке..). У них, кстати, в алькове тоже склад барахла, а в багажном отсеке - пусто.. Непослушных детей пугать хорошо..

Вот такие общие данные.

Это планировка днем..

А здесь планировка ночером..
Это картинки для сравнения моего кемпера на базе "ISUZU ELF long" и сегодняшнего итальянского кемпера "Wingamm Oasi", которые примерно одинаковы по размерам и категории В до 3.5 тн. Режет глаз цена 14 600 000р. (и это без кондиционера, без солнечных панелей и без отопления..) - примерно в 4,5 раза больше, чем получается у меня, даже если принять одинаковую цену базовых шасси Исудзу и Дукато в 2 000 000 р. Также очевиден главный конструкторский просчет - отсутствует теплоизоляция и рекуперативная вентиляция, а это означает невозможность жить в нем сколь-нибудь долго как летом (от жары сдохнешь..), так и зимой (соляры не напасёшься..). Полезная площадь также урезана на 1.5 метра (3 кв.м. за счет капота), а вот в Исудзу капота нет и длина 6300 мм., да еще кабина может использоваться как сени-тамбур при плохой погоде (однако переползать в салон придется на карачках, хи-хи..). Про размещение 4-х человек тоже залипуха, а вот для двоих с ребенком - вполне нормально. Технологически - каменный век, ручная выкладка стеклоткани в форму и пропитка смолой. Получаются скорлупы, которые потом вручную подгоняют друг к другу при сборке..
Чтобы сделать кемпер почти универсальным жилищем, я долго искал решения многих проблем и решил здесь перечислить их, пока есть время и настроение:
- база, фундамент кемпера - новый грузовичок-головастик категории "В" (покупать б/у - покупать ящик Пандоры с проблемами..), очень хорошо подошел ISUZU ELF 3.5 Long (NMR85H-416), однако впоследствии потребуется согласование и переделка на большие колеса "M-TRIM", зеркальную схему 4х4 и дополнительные баки для топлива (воды?), иначе за пределы асфальта не съехать и долго в ебенях не прожить. Грузовая платформа 4500х2200х400 мм. позволяет разместить привычную мне морскую каюту 3500х2000х1800 мм. + кусочек коридора 2000х900 мм.;
- жилая коробка-кокпит кемпера должна быть легкая, прочная, теплая, с окнами 4-ного остекления и слегка не формы сарая, пол сверху покрыт цельным листом линолеума, а снизу утеплен пенопластом толщиной 8 см. Кокпит соединяется с кабиной обтекателем, в котором размещены стартерные аккумуляторы, воздушный фильтр, элементы фреонового теплового насоса, легкие шмутки и подъемник для замены сцепления. Откинув кабину, получаем доступ к этому хозяйству. Две запаски на дисках, в чехлах, 900х900х450 мм. и весом 108 кг. находятся внутри кокпита, в самой корме. Затем морозилки весом до 310 кг, а над ними и запасками 2 морские койки, обычно откинутые под 30 градусов вверх, а по бортам аккумуляторы LiFePo4 распределенным весом 2х16х5.2=166.4 кг. плюс трубы рекуператоров, т.е. основные тяжести на попе в противовес кабине с двигателем;
- выдвижной трап и парадный вход расположены по центру заднего борта (это одинаково удобно при лево и правостороннем движении, при остановке на обочине с кюветом, для размещения трапа под кемпером и т.д.), затем проход до перехода в кабину (в виде люка - откидной части задней стенки кабины с штатным окном заднего вида). Вход через кабину на карачках неудобен, однако является тамбуром для холодных сезонов, да и двери кабины запираются на ключ. Задний вход-люк откидывается вверх (на армированной резине вместо шарнира), подпирается легкими стойками и прикрывает трап от дождя, может быть заблокирован изнутри и еще закрыт задним бортом, а при выдвижении трапа задний борт ложится на него и получается площадка-стол. Зеркало-регистратор "Akaso DL12" с камерой заднего вида - я уже привык ездить с ним на Джимнике, ну и еще надо раздвинуть на 60 мм. боковые основные и дополнительные зеркала;
- сквозная коридорная планировка удобна для житейской суеты, а для крепления мебели и грузов кокпит имеет 10 с-образных профилей, закрепленных на множестве закладных деталей и с ползунами, к которым все и крепится. Интерьер кемпера довольно легко изменяется при необходимости, однако по низу боковых стен проходят трубы рекуператорной вентиляции и банки аккумуляторных батарей LiFePo4 на 24 вольт и 800а-ч. = 19.2квт-час и их лучше не трогать. При очень большом желании можно все разобрать, удалить кокпит, заткнуть пробками 3 дырки в полу и получить исходный грузовичок;
- на задней стене вверху по левому или правому борту будет пожаробезопасное отверстие для выхода дымовой трубы печки "Интент 2", которая может пригодиться в какой-нибудь жуткой холодрыге. А слева на передней стене вверху место испарителя кондиционера, а ниже электроприборы и шланги к отопителям. Компрессор и конденсатор кондиционера расположены под обтекателем кабины, отопители расположены под ступенькой перехода в кабину, а сам переход в кабину можно заткнуть пробкой;
- на крыше закреплены 12 солнечных панелей "SunPower ETFE", а еще 12 могут свешиваться по борту солнечной стороны или размещаться наверху палатки "МоржМакс" (однако одна панель будет закрывать отверстие трубы и её придется убирать в банный день..). При переезде дополнительные солнечные панели будут стоять в своих коробках на аккумуляторных крышках. Панели на крыше будут защищены сотовым поликарбонатом (4600х2000х4мм.х2шт.) и пленкой "БигБабл" с крупными пузырями в 5 слоев, а при переездах еще и тентом. Поверх тента кокпит будет крепиться тремя строп-лентами согласно регламента, а на стоянке тент может быть натянут над лужайкой и даже иметь слив для сбора дождевой воды;
- тепло, теплая вода, прохлада и свежий воздух будут обеспечиваться солнечной тепловой панелью из поликарбоната, тепловым насос-котлом, кондиционером и рекуперативной вентиляцией в пределах мощности энергосистемы, а в приоритете всегда будут две морозилки "AlpiCool" с двойными камерами. Получится 4-х режимная провизионка на 250 литров - почти как на пароходе (мясо -10 -12 С, рыба -10 -12 С, молочка +1,5 +3,5 С, овощи +2 +5 С, фрукты +4 +7 С, сухая +12 +15 С). Еще купил малую (на 15 литров..) морозилку "AlpiCool" для попить в тропиках - в каюту на пароход, Джимник и Исудзу (на 220-12-24 вольт..). Всякие сушености буду развешивать по всему кемперу для духовитости;
- кухонный стол по правому борту имеет разделочную площадь с мойкой (1000х550мм.) и посудный шкапчик-комод на 5 ящиков (600х520х850мм.) с минимальным походным набором посуды, специй и круп. Стол примыкает к сантехподдону со стиралкой "Koh-i-noor", биотуалетом и емкостью с теплой водой. Микроволновка стоит на рабочем столе напротив кухонного. Сливное отверстие сантехподдона затыкается рогатой пробкой, в которую включены отсос газов биотуалета, слив мойки и слив стиралки. Ширма-занавеска позволит принимать душ и восседать на горшке.. Как буду хранить печку и "МоржМакс"- не знаю (вот и пригодился бы багажный отсек..). Пока что они любят кататься в Джимнике;
- для утреннего кофе применяю ручную кофемолку (420 оборотов для порции двойного эспрессо..) и походную кофеварку + небольшую газовую горелку, а для разогрева небольшого перекуса использую микроволновку 500 ватт или туристическую газовую плитку "Gochu". Хорошо б иметь бытовой газовый баллон для зарядки малых баллонов плитки Gochu и ручных горелок. Попробую и рожковую кофеварку вкупе с кофемолкой от инвертора микроволновки, однако вкус будет гораздо похуже - уже проверено.. Предполагаю серьезную готовку делать вне кемпера - на печке или на костре, дабы не коптить и не заванивать жилище;
- в дикой природе на выбранном для стоянки месте кемпер выравнивается по уровню лопатой и пневмоподвеской, рядом устанавливается "МоржМакс" с печкой "Интент 2" и дополнительными солнечными панелями, а также с откинутой на стойки задней стенкой и с накомарниками - естественно.., в роли кухни, столовой, бани, позвизделок с друганами и просто поспать, а для поездок по делам и заготовки дров, ягод, грибов используется Джимник. Для подачи воды необходим чистый ручей неподалеку и насос с фильтром на 24 вольт, а от зверья периметр ограждается высоковольтным контуром (с флажками от людей..);
- отсюда бытовые дела и проблемы - хранение продуктов, готовка пищи, консервирование, грядки с зеленью, рыбалка, пчелы в жбане адвоката Федорова, стирка, гигиена и утилизация отходов уже не представляются чем-то трудным и почти все проработаны. Надо бы еще купить хорошую туристическую посуду, сюда же отнесу Йогу, процедуры, медицину, запас медикаментов, инструмент и всякое тактическое снаряжение и одежду. Еще один шкапчик на 5 ящиков, аналогичный кухонному (600х520х850мм.) для этих дельных вещей будет расположен напротив кухонного и накрыт рабочим столом 1300х550мм., на котором стоит микроволновка, лаптоп с большим экраном и органайзер. А еще под этим столом будут лежать 2 сумки "МоржМакс". И купил на "Озоне" табуретку-стремянку высотой 650 мм. для сидеть высоко и на койку залазить (как на стол в хирургии..). Особенно мне нравятся видеоролики японцев, которые умудряются заниматься всем этим в объеме своих микрогрузовичков. И, естественно - связь, ведь я намерен и работать, и отдыхать активно до конца дней своих..;
- упрощенный вариант поиска хорошего места под солнцем - загрузка в Джимник палатки "МоржМакс", печки "Алтай", одёжи, продуктов и прочих дельных вещей уже опробован в коротких походах на Ладогу. Впечатление у меня осталось хорошее, сильное, да и у моих друзей тоже.. Провернуть такую авантюру зимой? Ну не знаю.., пока что я зиму провожу в Антарктике. А чтобы добраться до выбранного места на двух машинах придется привлекать кого-нибудь из друзей;
- в городе проще и сложнее - место длительной парковки поближе к работе, утилизация отходов, баня, магазины - все это в пределах километра пешком всегда можно найти, лишь бы деньги были. Сложнее всего уберечься от знойного любопытства ментов, вандалов и алкашей.. Да и опротивела мне эта вонючая урбанизация, кроме тихого Юкковского дворика, в котором я и проведу зимние испытания на автономность и выживаемость когда-нибудь;
- оружие и безопасность необходимы в дикой природе и придется получать разрешение и покупать вертикалку 12 калибра. Охота - это отнюдь не мое.., но надо быть готовым защищать себя, любимого, от четвероногого и двуногого зверья..;
- разумная простейшая автоматика должна поддерживать спящий функционал кемпера без хозяина неограниченно долго и это придумать трудно.., но образец по имени "Бирюса" работает у меня на кухне уже более 50 лет - придется мозгами поработать. Самое серьезное препятствие для этого - снег на солнечных панелях некому будет удалить, чтобы электронные приблуды работали, но если оставлять второй комплект панелей висеть на борту - их снег не завалит.. Еще б подвальчик для солений-варений да подземными пчелами в бутылке обзавестись (когда надолго остановлюсь где-нибудь..);
Насмотрелся новостей и подумал - наша хлипкая цивилизация настолько неустойчивая, аж страшно - в любой момент может случиться засуха и пожар, ливень и наводнение, мощный град и ураган, снегопад и жуткий мороз, слякоть и гололед, а также полсотни циклов оттепель-мороз в течении одной зимы в Питере.. И разумеется, тут же реки на улицах, тысячи аварий на дорогах, отключается электричество, отопление, связь, вода, лифты, транспорт, магазины и прочие блага цивилизации (намедни дерево упало на нашу газораспределительную колонку и пришлось вызывать аварийку..). Наступает полная катастрофа, а вот для бабушек в деревнях мало что меняется - достают свечки, топят печки, занимаются своим хозяйством и терпеливо ожидают, когда ж свет-то дадут (помню-помню я свое детство..). Для них страшны только пожар и война, а главная проблема - купить дрова-уголь на зиму, а уж если есть газ, то полное счастье. Надо бы сочинить себе инструкцию по ускользанию от катаклизмов или по непопаданию в них и тут я в который уж раз подумал, что жизнь в сути своей подчиняется очень простым правилам:
- "Смотри в оба.."- чтобы не сожрали - ибо желающих на удивление много..;
- "Что б такого слопать?"- главный вопрос существования..;
- "Куда б спрятаться?"- правильное отношение к стихии..;
- "Кого б осчастливить?"- беспросветный мужской героизм..;
- "Кому б на шею сесть?"- гибкое женское очарование..;
- "Халява.. - please!!" - даже не мечтай, все сам и только сам, своими мозгами и ручками..;
И мне кажется, что самое правильное поведение состоит в том, чтобы найти десяток надежных точек на карте страны, где можно спокойно жить в течении некоторого времени в каждой и переезжать по желанию или по необходимости, т.е. использовать преимущества мобильности - быстренько собрался и вперед, на запасной аэродром.. Понятие "быстренько собрался" тоже надо бы хорошо проработать, ибо мне присуща дурная привычка всяким барахлом заваливать себя по уши..
Рассмотрел проблему перехода с карданных валов ГАЗ-66 на фланцы редукторов мостов "Барс" и понял, что самое простое решение - купить карданный вал УАЗ 3159 Барс задний 3-х опорн. ОЕМ 3159-2200010-10 KENO, TANAKI, потому что он прочнее на 20%, сделан тщательнее и стоит не очень дорого - 14196р. Отрежу 2 шарнира с трубами и вставлю их в трубы валов ГАЗ-66 методом телескопа, чтобы длину подобрать. Даже кольца для соосности выточил.. И короткий вал от коробки "Исудзу" к раздатке ГАЗ-66 - почти аналогично сделаю. Потом найду где отбалансировать.. Ну и фланец-центровку с длинной трубкой-указателем для точной установки мостов сделал. И не удержался - купил подшипники и манжеты для проектирования будущего ДВС, но поспешил - не те купил, сам себя насмешил. Кстати о купить подшипники - славные дешевые подшипники из СССР давно закончились вместе с заводами-изготовителями, а вместо них появилась большая свора жуликов, перепродающая китайские аналоги всех громких брендов в 10 раз дороже..
В январе много свободного времени оказалось - хорошо продвинулся технический проект ДВС и всплыли в мозгах множество хороших решений. И по ходу проектирования стала укрепляться идея охлаждения роторов потоком масла, не антифриза - из любви к простоте.. Но это годится для автомобильных двигателей, а если представить себе судовые ДВС, да еще на тяжелом топливе - то там антифризом охлаждается всё, даже форсунки. Причина простая - маловата теплоёмкость масла (примерно в 4 раза меньше теплоемкости воды), пожароопасно и требуется хороший объем-поток, а это дорого.. В техническом проекте я продумываю все сложности и особенности ДВС, а уж на стадии рабочих чертежей буду упрощать и оптимизировать конструкцию. 23 февраля 2025, день СА и ВМФ - технический проект ДВС закончен, не прошло и трех лет не очень-то титанических усилий, скорее ленивое шевеление извилин как-то привело к успеху.
Всё, что я понапридумывал в Джимнике, себя оправдало и тешит моё тщеславие.. Начиная от подогревателя Webasto, который всего лишь за 10 минут готовит двигатель к запуску - пока я чапаю через таможню. Потом протираю салфеткой-микрофиброй камеру заднего вида, обметаю снег, опускаю дворники, сажусь-ремень, включаю TPMS (который показывает давление в шинах..), устанавливаю Redmi 9 с Яндекс навигатором, запускаю двигатель и вижу его параметры на щитке приборов T'Eyes. Уже приходилось сбрасывать ошибку первого датчика кислорода, но я еще не изучил Torque Pro более основательно - а надо бы.. Взгляд в зеркала, выруливаю со стоянки и вперед. Зеркало Akaso DL12 дает заднюю панораму на 3-х полосах и хорошо ощущается даже без взгляда впрямую. Однако в толчее очень не хватает шпион-парктроника. Машинка легкая, резвая и мои рацухи в турбосистеме GReddy помогают чувствовать себя за рулем более уверенно и спокойно. В городском режиме даже при минус 15 закрывать нижний охладитель не требуется - ибо пробки почти на всем пути, средняя скорость около 15 км/час и температура воздуха на входе в ДВС = 10-15 градусов. Подумываю вернуть назад первую выхлопную трубу с катализатором - выхлоп воняет уж очень противно.. А еще купил L и U-образные силиконовые патрубки с целью заменить рогатую порнуху на охлаждении турбокомпрессора и патрубок от насоса к Webasto. Скоро весна, потеплеет и я эти патрубки, да плюс шпион-парктроник, да плюс ДХО, да еще и розетку для морозилки непременно сделаю..
До чего уже дожился - шкапчик-комод кухонный придумал на 5 ящиков с роликовыми подвесами "Firmax" и кнопками-закрывашками "Naierdi", как у меня в каюте, а для надежности купил по 2 кнопки на ящик. Высотой 900 мм., чтобы работать стоя, выпрямившись.. (или сидя на высокой (650мм.) табурет-стремянке) и накрою плоскостью типа 1000х550х20мм. с вырезом под мойку 380х330мм. Второй аналогичный шкапчик на 5 ящиков для прочих шмуток и инструмента поставлю напротив через проход. Можно попробовать разместить комплект "МоржМакс" и "Интент 2" напротив сантехподдона.. Выше этого уровня я постараюсь ничего не нагораживать, чтобы не возникало ощущение тесноты. Тут же купил стальные боковины ящиков с роликовой подвеской (весом 17 кг.!) и кнопки-закрывашки (основа для творчества..), нарисую и куплю донышки и задние стенки из текстолита 3мм., красивые фасады из алюминия, а прочее буду сочинять сам.
От безделья полез искать стойки для каркасно-придурошного интерьера кемпера и на сайте www.rsi-llc.ru из Челябинска обнаружил их, а потом просидел целых 5 дней в стремлении сочинить всю идею с разными нюансами.. Эти потуги в конечном итоге привели к заявке на приличную сумму и к необходимости выточить 20 опорных пятаков из капролона диаметром 61 мм. и толщиной 14 мм. Опорные пятаки будут прикручены 6-ю винтами на торцы стоек и 4-мя саморезами к полу, а верхние концы 12-ти длинных стоек будут прикручены уголками к 8-ми с-профилям на потолке. Четыре коротких (875мм.) стойки будут подпирать столы и держать стенки ящиков комодов, а еще 4 коротких (550мм.) стойки будут держать морозилки, которые будут стоять на горизонтальных профилях 875мм., а под ними будет место для обуви. Запаски диаметром 900мм. будут стоять на полу и слегка мешать струйной приборке - буду приподнимать или ну их нафиг? Кроме этого я заготовил 24 половинки дубовых балясин размером 520х55х30мм. для поперечин крепления оборудования.. В конечном итоге нахапал вкусняшек аж на больше 113 т.р. и мозги повыворачивал славно. Все будет серебристо, красиво и функционально - с моей точки зрения.. Непристроенными остаются: печка "Интент 2", сумка с раскладушкой и ногами стола, а также морозилка для попить - к сожалению. Еще как-то надо разместить верхнюю одежду и постельное белье..
Как-то очень быстро все приехало и я тоже расстарался - выточил из капролона 20 опорных пятаков диаметром 61 мм. и толщиной 14 мм. Потом отпилил кусочек профиля стойки и выточил 2 кондуктора - для торцевания пятаков в размер 14 мм. и сверления отверстий для винтов и саморезов. И да - в каждом пятаке 4 отверстия на 5 мм. и 6 отверстий на 6 мм., сверлить 200 дырок долго и нудно и еще 200 раз потай зенковать.. Вечером поеду на вахту (я щас вместо 3-го механика..) и трое суток мне вполне хватит на это дело:

Вот так все получилось, даже ничего не перепутал - искренне сам себе удивляюсь.. Здесь тебе и кондуктор для торцовки пятаков в размер, и кондуктор для сверления отверстий и конечный результат - достаточно прочные и нержавеющие опоры стоек без проблем для струйной или тряпочной приборки (если б ты видел - какую чушь предлагает производитель..). Здесь же 6 винтов крепят жутко прочно опорный пятак к стойке и торчат 4 самореза, которыми стойка крепится к полу (там под линолеумом фанера 25 мм. толщиной).. Однако ж надо еще сделать проект комода с ящиками и купить 3 мм. текстолит или гетинакс для стенок с нарезкой в размер, чтобы потом осталось лишь насверлить дырок и собрать на месте..
А вот уже и первый загар, и завтра 20 апреля - пасхальное воскресенье.. Посмотрев опять схождение благодатного огня на России 1 и вспомнив, как в начале 90-х я покадрово пересматривал видеокассеты родственников, ездивших в Иерусалим - я тогда сделал вывод, что установка управления этим процессом находится на Луне. И вот сегодня, когда православная и католическая пасхи совпадают - у католиков тоже загораются свечи.. Еще помню, что тогда огонь вспыхивал хаотично в разных помещениях и нечетко по времени, как будто установка чисто механически капризничала и даже видел - молния толщиной в большой палец прошлась по баллюстраде, тогда туда никого на пускали.. Еще долго отлавливал кадр, где красный тонкий луч ударил в попу мужчины и рассыпался белыми искрами. В конце 90-х установка вдруг снова стала работать четко и тогда я случайно поймал на вранье канал НТВ, который утверждал, что это прямое включение, но родственники уже сообщили - огонь-то сошел на час раньше.. Если верить истории, во времена Христа огонь сходил ночью, видимо период обращения Луны за 2000 лет увеличился на 10-12 часов.., что не удивительно и науке не противоречит..
|